Авторы проекта говорят, что сумели привлечь 33,9 млрд долларов за счет простой и понятной возможности для инвесторов: они предлагают продавать тепло и свет в одной из самых холодных и темных стран мира. Более того, русские утверждают, что при приватизации усвоили отрицательный пример американской Enron.
РАО ЕЭС будет расформирована 30 июня, десятки ее дочерних компаний разделятся, часть их акций поступит на фондовый рынок, а остальное будет продано с аукциона.
Для привлечения покупателей и инвесторов российские чиновники пообещали к январю следующего года либерализовать тарифы на электроэнергию в промышленности.
Компании, известные под русскими аббревиатурами ОГК и ТГК (Оптовые генерирующие компании и Территориальные генерирующие компании), не слишком знакомы неспециалистам в инвестициях, однако они занимают значительную часть мирового энергетического рынка. И когда приватизация ЕЭС завершится в июле, для инвесторов окажется открыт рынок электричества объемом в одну пятую от американского.
Энтузиазм инвесторов, однако, уменьшает не только сложность этих структур, но и воспоминания о том, как президент Владимир Путин частично отменил приватизацию в нефтяной отрасли. Инвесторы опасаются, что та же участь может постичь и электроэнергетику.
Кроме того, многие российские электростанции одновременно вырабатывают тепло для жилых домов – а в этой сфере тарифы по-прежнему будут ограничены. Городские власти оплачивают эту услугу по максимально заниженным тарифам. Таким образом, приватизация электроэнергетики – исключительно сложное дело, и в прошлом подобные попытки уже заканчивались серьезным провалом.
Инвестиции в российскую энергетику привлекательны, поскольку в условиях экономического подъема электричества стране не хватает. Как ожидается, цены после либерализации резко подскочат. Российский рынок электроэнергии – четвертый по величине в мире, он уступает лишь американскому, китайскому и японскому.
Однако существует угроза, что монополист "Газпром" поднимет внутренние цены на природный газ еще до того, как завершится либерализация рынка электроэнергия, а это значительно уменьшит доходы электрических компаний и их новых владельцев.
Один из инвесторов, пожелавший остаться неизвестным, поскольку его компания сотрудничает с "Газпромом", сказал так: "Газпром" гораздо влиятельнее, чем когда-либо была Enron".