В прошлом году коэффициент Джини, отражающий расслоение общества по уровню доходов, опустился до 0,41. Одной из причин этого стало то, что рост стоимости минимальной потребительской корзины оказался ниже как общей инфляции, достигшей исторического минимума в 2,5%, так и "инфляции для богатых" (10% самых обеспеченных россиян). Экономисты отмечают, что низкая инфляция сокращает социальное неравенство.
Однако за девять месяцев 2018 года неравенство уже немного увеличилось - коэффициент Джини вырос до 0,402 с 0,4 годом ранее, и в 2019 году имущественное расслоение будет расти по мере ускорения инфляции и замедления темпов роста зарплат. Отмечается, что доходам 25% наименее обеспеченных россиян "не из чего" расти, а самых богатых исследование Росстата вообще не охватывает, и предпосылок для сокращения неравенства нет.
Часть экспертов полагает, что немного замедлить рост расслоения может обещанная индексация пенсий неработающим пенсионерам, однако большинство из них отмечает, что прибавка скажется на уровне жизни разве что 5% самых бедных. При этом власти заявляют о намерении снизить бедность, но повышают НДС и пенсионный возраст, и их возможности повлиять на неравенство не так уж велики. Отмечается, что для сокращения разрыва нужно повышать эффективность поддержки безработных и добиваться ускорения роста экономики.
Ранее глава Минфина РФ Антон Силуанов признал, что в российском обществе есть напряжение из-за разницы в доходах: по данным Сredit Suisse, Россия близка к тому, чтобы впервые в современной истории стать мировым лидером по неравенству благосостояния. На долю 10% самых обеспеченных людей в России приходится 82% богатства страны, в связи с чем экономисты неоднократно предлагали ввести прогрессивную шкалу налогообложения.
Однако, по словам Силуанова, такое изменение налогового законодательства может привести к тому, что богатые люди начнут выводить деньги из страны. Бороться с неравенством министр предложил за счет повышения зарплат и пенсий гражданам с невысоким доходом, уделив особое внимание поддержке молодых людей, имеющих одного или двух детей.
Интересно, что подобные заявления звучат на фоне скандалов, связанных с региональными чиновниками. Так, министр труда, занятости и миграции Саратовской области была уволена после того, как при обсуждении прожиточного минимума заявила, что 3,5 тысячи рублей будет вполне достаточно пенсионеру "для минимальных физиологических потребностей". По ее словам, в прожиточный минимум можно уложиться, "если использовать наши сезонные овощи и фрукты".
"Макарошки стоят всегда одинаково. А кефир? Все равно это очень дешево!" - сказала Соколова. Однако самой перейти на такой рацион ей не позволил "статус министра". После этого ее уволили. Позднее выяснилось, что ежемесячный доход Соколовой составлял более 190 тысяч рублей. Кроме того, она получала материальную помощь на сумму 100 тысяч каждый год из бюджета региона.
Еще один социальный скандал произошел в Свердловской области, когда директор департамента молодежной политики Ольга Глацких призвала школьников и их родителей самостоятельно искать возможности для развития, а не надеяться на государство. "На сегодняшний день получилось так, что в молодежи, в подрастающем поколении, складывается почему-то такое понимание о том, что нам государство все должно. Нет, вам государство вообще в принципе ничего не должно. Вам должны ваши родители, потому что они вас родили, государство их не просило вас рожать", - сказала чиновница во время встречи с волонтерами молодежных объединений в администрации Кировграда.
Впоследствии она заявила, что ее слова якобы были вырваны из контекста, и была отстранена от занимаемой должности. Кроме того, Глацких заподозрили в нецелевом расходовании средств: в 2018 году она получила 131 миллион рублей для организации четырех смен по обучению 800 подростков. Депутат законодательного собрания региона Вячеслав Вегнер подсчитал, что на каждого из них в течение одной смены будет израсходовано 163 750 рублей. "За эти деньги я бы их на Мальдивы отправил или уж сразу в Гарвардский университет", - пошутил парламентарий.