Конечно, бывший министр знал при этом, что Международная энергетическая корпорация "Итера", созданная в 1993 г., формального отношения к РАО "Газпром" не имеет. В настоящее время "Итера" представляет собой разветвленную группу компаний, организованную по принципу холдинга, основная часть которых зарегистрирована в оффшорных зонах. Наиболее значимые компании корпорации "Итера" расположены в городах Джексонвилль (Флорида, США), Амстердам (Нидерланды), Москва (Россия), Киев (Украина), Сан-Галлен (Швейцария) и Лимассол (Кипр). Начиная с 1995 г., операции с природным газом стали ведущим направлением в деятельности корпорации. "Итера" практически монополизировала поставки российского газа в страны СНГ и Балтии.
Все эти факты общеизвестны и открыты для всех заинтересованных лиц. Бориса Федорова, сообщает Financial Times, интересуют подробности. Одним из главных требований иностранных акционеров стало достижение большей "прозрачности" финансовой деятельности "Газпрома". Аналогичные требования выдвигает и Европейский банк реконструкции и развития, указывает газета.
Вероятно, те, кто следит за событиями в энергетическом секторе российской экономики, помнят, как в начале октября Рем Вяхирев сказал, что не намерен "отдавать за красивые глаза" большие объемы газа, потребляемые РАО "ЕЭС России", и предложил закупать газ у Туркмении. Есть упоминание об этом факте и в письме Бориса Федорова главе "Газпрома" Рему Вяхиреву: "Согласно данным источников внутри "Итеры", в 1999 году она получила от продажи 67 млрд. кубометров газа прибыль в сумме 3 млрд. долларов. Большую часть газа поставил "Газпром". Почему "Газпром продает газ "Итере", когда его собственное производство снижается и для выполнения собственных обязательств он должен закупать газ в Туркменистане?"
Это не единственный вопрос, который ставят иностранные акционеры перед людьми, которым они доверили деньги в расчете на прибыль. Также им хотелось бы знать, почему "Газпром" передает "Итере" свои газовые месторождения и лицензии на добычу газа, пишет газета.