Перепалка положила начало настоящей торговой войне между странами. К противостоянию между Москвой и Минском подключился главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко. По его распоряжению с 6 июня прекращен ввоз почти 500 видов молочной продукции разных производителей из Белоруссии, напоминает "Коммерсант".
Онищенко объявил, что белорусские производители молочных продуктов "не переоформили разрешительную документацию": в соответствии с требованиями технического регламента, если в состав продукта входит хотя бы 1% сухого порошка, то производитель не имеет права писать на его упаковке "молоко".
По словам Онищенко, со стороны белорусских производителей молока "не последовало каких-либо попыток выполнить новые требования законодательства РФ", и молочная продукция, которая поставляется в Россию, не имеет документов, оформленных по новым правилам.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко дал интервью главным редакторам газет "Известия", "Завтра", журналов "Российская Федерация сегодня" и рассказал о ситуации с белорусским молоком.
Так, по его словам, недавно президент России Дмитрий Медведев сообщил ему, что Россия хотела бы инвестировать в белорусскую молокоперерабатывающую промышленность, на что господин Лукашенко ответил: "Милости просим".
Однако в российском правительстве, по словам белорусского лидера, уточнили: "Молоко не будем у вас покупать, пока не отдадите молокоперерабатывающие заводы". "Будем подыхать, выливать это молоко, но вы так вопрос ставить не будете", - так, в пересказе господина Лукашенко, он закончил свой разговор с неназванным российским правительственным чиновником.
Уже спустя несколько часов о белорусском молоке заговорили в Белгородской области - на встрече премьер-министра Владимира Путина с губернаторами центральных областей России. "Белоруссия сегодня уничтожает нашу молочную отрасль. Может быть, это делается целенаправленно", - пожаловался премьеру глава Белгородской области Евгений Савченко, сообщив, что импорт цельного молока из Белоруссии в Россию составляет 2 млн тонн в год.
Владимир Путин ответил, что "это, конечно, делается не целенаправленно", но все же развил мысль губернатора. Он отметил, что дотации, которые Белоруссия предоставляет своим производителям цельного молока, достигают 24%, в то время как в России - только 3%. "Я об этом Александру Григорьевичу сказал. Он человек оригинальный, ответ у него был такой: "Пусть ваши не пищат, пусть снижают издержки", - заключил премьер-министр.
Введение российских санкций, судя по всему, были для Белоруссии полной неожиданностью. 6 июня заместитель министра здравоохранения, главный санитарный врач Белоруссии Валентина Качан заявила агентству "Интерфакс", что "это преждевременное решение российской стороны без должного анализа".
Правда, вице-премьер Иван Бамбиза признал, что некоторые предприятия "проморгали" и не успели завершить оформление разрешительных документов. При этом господин Бамбиза назвал происходящее "обычной рутинной работой между субъектами хозяйствования".
По данным белорусских экспертов, поставки молока в Россию приносит в бюджет страны около 1 млрд долларов. С учетом того, что бюджет Белоруссии составляет всего 15 млрд, удар Москвы может быть вполне ощутимым.
Руководитель научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук накануне назвал происходящее знаком, что холодная торговая война, которая шла между Россией и Белоруссией в течение последних двух лет, перешла в горячую.
По мнению господина Романчука, в этой войне поражение Минска неизбежно: "никто в Европе Лукашенко не даст денег столько, сколько давала Россия, и на условиях, на которых давала Россия. Лукашенко, конечно, может дойти до того, что похоронит вообще полностью проекты Союзного государства, Таможенного союза и СНГ вообще. Но тогда Москва его будет "мочить" до конца".
Еще в своем пятничном интервью господин Лукашенко заявил, что белорусы никогда не простят нынешнего конфликта: "Вы что, думаете, мы забудем это отношение со стороны России к нам? Нет. Я переживу это, ладно. Но люди не забудут. Сегодня каждый руководитель воет: "Почему нас россияне вытолкали?".
Между тем российские власти сомневаются не только в качестве белорусского молока, но и в надежности Минска как кредитора, пишет "Независимая газета".
Золотовалютные резервы Белоруссии на 1 мая составили 3,7 млрд долларов и были равны сумме внешних заимствований государства, произведенных за последние несколько месяцев. "Если бы Белоруссия не получила от России и МВФ эти средства, то золотовалютные резервы не смогли бы сохраниться и обеспечить внешнеторговый баланс", - уколол Минск Алексей Кудрин.
По его мнению, вопрос о платежеспособности Белоруссии остается открытым. В первом квартале 2009 года внешний госдолг Белоруссии вырос на 34% - до 5 млрд долларов, и для сохранения ЗВР во втором полугодии Минску необходимо будет взять новые кредиты. 1,6 млрд Белоруссия рассчитывает получить у МВФ и 0,5 млрд - последняя часть российского госкредита. Выделение этих денег поставлены Кудриным под сомнение.