Сейчас банки должны осуществлять контроль и информировать Росфинмониторинг при снятии со счета юрлица или зачислении на него наличных денег на сумму 600 тысяч рублей и более, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности. Теперь под контроль попадут любые подобные операции с наличными на эту сумму независимо от характера хозяйственной деятельности юрлица.
Это относится и к операциям, проводимым при зачислении или списании со счета (вклада) иностранной структуры без образования юрлица и при осуществлении лизинговых платежей, а также к выплатам юрлицу страхового возмещения или получению от юрлица страховой премии.
В то же время из-под контроля выводится обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства, перевод денег за границу на счет анонимного владельца и поступление средств с него, а также денежные переводы, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента. Не будет контролироваться и получение имущества по договору лизинга, однако контроль за предоставлением имущества по таким договорам сохранится.
Закон вводит обязательный контроль почтовых переводов денежных средств и возврата неиспользованного остатка денег, внесенных в качестве аванса за услуги связи, при сумме таких операций от 100 тысяч рублей. А пороговая сумма операций второго и последующих зачислений (списаний) денежных средств при осуществлении расчетов по гособоронзаказу снижается с 50 до 10 миллионов рублей.
По действующему законодательству организации обязаны информировать Росфинмониторинг, если у них возникает подозрение, что операция направлена на легализацию преступных доходов или финансирование терроризма. С 1 марта 2022 года организации в подобных случаях обязаны будут представить информацию о бенефициарном владельце, сведения о действиях клиента или его представителя, связанных с такими операциями.
Помимо этого, для организаций, которые проводят операции с денежными средствами или иным имуществом, вводится дифференцированный подход к предоставлению сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю. Для каждой организации (кредитные, страховые, лизинговые организации, операторы лотерей, азартных игр, инвестиционных платформ, ломбарды и т.д.) определен свой вид операций, подлежащих такому контролю. Закон должен вступить в силу через 180 дней после официальной публикации, за исключением положений, для который установлен иной срок.
В апреле 2019 года владельцы и топ-менеджеры компаний малого и среднего бизнеса заявили, что столкнулись в 2018 году с блокировкой счетов, при этом по вине самих предпринимателей происходит чуть больше половины (51%) всех блокировок. По вине контролирующих органов произошло 16% блокировок. В 14% случаев банки блокировали счета без объяснения причин, в 10% - из-за подозрения в отмывании средств. В марте о блокировках счетов в банках заявили и россияне, перешедшие в статус самозанятых.
Блокировки ставят под угрозу доступ к деньгам на счетах и в большинстве случаев приводят к гибели бизнеса. При этом закон не предусматривает ответственности для банков за неправомерные блокировки, и взыскать компенсацию за убытки практически невозможно. А сами банки зачастую злоупотребляют полномочиями, блокируя средства по формальным признакам.
После отказа в проведении операций или открытии счета юрлица попадают в так называемый черный список ЦБ, из которого его можно исключить только через процедуру реабилитации. Однако, согласно данным Росфинмониторинга, в 63% случаев блокировка средств признается законной. Ситуацию не спасают и попытки расторгнуть договор обслуживания и перевести деньги в другой банк: чтобы помешать переводу средств, банки устанавливают повышенную комиссию в среднем от 10-20% от суммы перевода.
В итоге предприниматели теряют доверие к банковской системе и переходят на расчеты наличными, а средний и крупный бизнес начинает активно применять альтернативные системы клиринга: по данным на 2019 год, доля компаний, перешедших на наличный расчет, выросла в четыре раза, до 8%. В апреле же в интернете оказались данные примерно 120 тысяч граждан и компаний-клиентов банков, включенных в черный список ЦБ по антиотмывочному законодательству - первый случай появления в открытом доступе информации, которая связана с Банком России.