"Зелетрясение" в офшорах, быть может, и произошло, но вот становления на путь истинный всех тех, кто не желает чрезмерно налогооблагаться, ждать не приходится
НТВ
Утечка данных о тысячах владельцев офшорных активов, на которую возлагали большие надежды как на событие, способное повысить уровень прозрачности мирового бизнеса, эти самые надежды может не оправдать. "Землетрясение" в офшорах, быть может, и произошло, но вот становления на путь истинный всех тех, кто не желает чрезмерно налогооблагаться, ждать не приходится.

"Очевидный урок, который должны вынести из этой истории пользователи территорий, подобных BVI (British Virgin Islands, Британские Виргинские острова - прим. NEWSru.com), - никто внутри таких юрисдикций не должен знать бенефициара зарегистрированной там компании",- пояснил "Коммерсанту" партнер юридической фирмы "Джон Тайнер и партнеры" Валерий Тутыхин. И практически намекнул бенефициарам, как в следующий раз не пострадать от утечки.

Делается это просто: например, офшор регистрируется не напрямую на себя, а через юридическое фирму - резидента другой страны, к примеру Швейцарии или Кипра. Другими словами, компания с пропиской на BVI покупается не напрямую (тогда будут запрошены паспортные данные покупателя), а через посредника.

"В этом случае засветится лишь название этой компании-заказчика. Ее же никто не спросит о бенефициарах, поскольку она сама является регулируемым лицом. И это полностью законно, в эту лазейку можно слона впихнуть", - добавил собеседник Коммерсанта". Есть, по его словам, и другие способы прикрыть реального владельца - полностью законная подмена одного бенефициара другим или демонстрация отсутствия бенефициара как такового. Последнее можно провернуть, например, через использование целевого траста.

Партнер компании International Tax Associates B.V. Рустам Вахитов заявил в беседе с "Коммерсантом", что можно ожидать создания более сложных структур взамен простой цепочки "пустых" компаний от России до офшора типа BVI. Прежде всего, по его словам, можно ожидать создания реальных заграничных центров управления, для того чтобы обосновать наличие иностранных компаний в цепочке владения.

Эти схемы после разоблачений ICIJ могут потеснить бизнес компаний, зарабатывающих на продаже "офшорок", считают эксперты. Так что в данном случае можно говорить, что из-за "Виргиликса" немного потрясло офшорную индустрию. Но не сами тихие налоговые гавани, а, скорее, их мелких приспешников, на смену которым теперь придут посредники более хитрые.

"Чиновникам и депутатам закроют все лазейки"

К слову, о хитрости и трастах: российских чиновников офшоров все-таки попытаются лишить. В понедельник комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции начинает рассмотрение поправок ко второму чтению в президентский законопроект о "национализации элит", запрещающий госслужащим иметь за рубежом счета и активы. На последние, напомним, недавние указы Владимира Путина вето не наложили - государственных мужей обязали лишь не забыть упомянуть их в декларации. Теперь же, в случае принятия президентского закона, запрет на иностранщину будет полный и действовать в отношении чиновников, назначенных президентом, - генпрокурора и его замов, членов совета директоров Центробанка, губернаторов, топ-менеджеров госкорпораций, членов Федерального Собрания. Ограничения планируется ввести и для ближайших родственников чиновников - супругов и несовершеннолетних детей.

Сейчас законопроект запрещает чиновникам лично владеть ценными бумагами иностранных эмитентов и счетами за рубежом, но не ограничивает их бенефициарное владение такими активами через иностранные трасты или частные фонды, напоминают "Ведомости". Однако подготовленные ко второму чтению поправки должны запретить госслужащим и их женам владеть иностранными активами через трасты.

Получается, что чиновникам и депутатам закроют все лазейки, придется избавляться от всех бумаг, пояснил "Ведомостям" Александр Некторов из юридической фирмы "Некторов, Савельев и партнеры".

Как служители государства намерены приводить свои дела в соответствие будущему закону, пока не ясно. Например, представитель первого вице-премьера, комментируя найденные обнажившиеся "утечки" сведения об офшорных фирмах супруги Игоря Шувалова, заявлял: "На Британских Виргинских островах действительно зарегистрированы компании, принадлежащие супруге Игоря Шувалова Ольге. Но сделано это совершенно законно". Если президентский законопроект будет принят, законность этой схемы окажется под вопросом.

Бодро начав вброс скандальной информации, несколько десятков мировых СМИ - партнеров Международного консорциума журналистских расследований (ICIJ) - по какой-то причине взяли таймаут, так что прошедшие выходные были не слишком богаты на сенсации. Из значимых для России можно отметить материал The Washington Post. По сведениям газеты, офшорный регистратор Commonwealth Trust Limited с Британских Виргинских островов помог регистрироваться в налоговом раю аж 23 компаниям, якобы связанным с 4-миллиардным налоговым хищением, о котором говорил аудитор Hermitage Capital Сергей Магнитский.

Также сообщается, что ряд авторитетных банков попались на сотрудничестве с офшорными фирмами. Немецкий Deutsche Bank попал под критику еще в конце минувшей недели. Тут же, следом, в делах офшорных были замечены швейцарские UBS и Credit Suisse - по данным Sonntagszeitung; и французские BNP Paribas с Credit Agricole - по информации Le Monde.

Ну и наконец, авторы "утечки" ICIJ объявили, что не станут сотрудничать с правительствами стран, изъявивших желание проверить опубликованные данные о владельцах офшоров. Таких, отметим, уже немало - и в Европе ряд стран поспешили включиться в разбирательство, и вот даже Индия высказалась за необходимость расследования. Российские власти утечку не прокомментировали вообще никак.