Согласно тексту законопроекта, ограничение, которое может вступить в действие с 2009 года, будет реализовано так. Частный работодатель и чиновник, занимающий должность государственной гражданской службы (в практике федеральных органов власти это, например, пост заместителя начальника отдела ведомства и выше), обязаны сообщать по бывшему месту работы о заключении трудового контракта.
Работодатель должен сделать это в десятидневный срок, для экс-чиновника срок не указан. На заключение трудового контракта требуется согласие "соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих РФ и урегулированию конфликта интересов". Для экс-чиновника нарушение этого правила грозит аннулированием контракта, для работодателя оно объявлено правонарушением. Впрочем, законопроект не содержит ни порядка расторжения контракта, ни статьи КоАП или УК, предусматривающей ответственность работодателя за неуведомление, ни порядка создания комиссий при госорганах.
Законопроект предполагает, что и список должностей госслужбы, которые потребуют согласований в комиссиях, и порядок обращения в комиссию будут определены подзаконными актами.
Пока закон говорит лишь о том, что ограничение на новые контракты будет связано с "конфликтом интересов" бывшего госслужащего: в его функции на бывшем месте госслужбы должны для "запрета на профессию" входить действия, связанные с интересами нового работодателя. Порядок будет распространен на муниципальную службу и ЦБ. Но и там "карантин" будет условным: контракт с новым работодателем в любом случае будет считаться законным, пока он не будет расторгнут в установленном будущими законами порядке.
Бывшие чиновники, работающие в бизнесе, считают даже условный "карантин" эффективным и разумным. Председатель совета директоров МДМ-банка, экс-глава ФСФР Олег Вьюгин заявил изданию: "Это правильно с моральной точки зрения, данная поправка сократит коррупционные риски среди госслужащих, иначе в отношении бывших госслужащих всегда будут возникать подозрения".
Конечно, для самих бывших чиновников данная поправка временно сокращает перспективы дальнейшего трудоустройства, продолжает господин Вьюгин. "Это жертва, которую, видимо, надо приносить за опыт работы на госслужбе, который тоже очень много дает в профессиональном плане".
Тем не менее все работодатели соглашаются, что ограничение несколько снизит стоимость чиновников для частных работодателей. Так, в "Роснанотехе" заявили: "Это скорее проблема кандидата на должность, но не работодателя. Разумеется, новый порядок несколько ограничит возможности чиновников по трудоустройству в частном секторе, но в первую очередь это касается соискателей работы".
Но масштабы потерь хедхантеры считают небольшими. Гендиректор группы HeadHunter Михаил Жуков утверждает: "Бывшие чиновники всегда были и всегда будут лакомым кадровым кусочком для бизнеса. Если компания заинтересована в человеке, она всегда найдет способ трудоустроить его, даже если придется создавать новое юрлицо".