Банк России хотел бы обязать аудиторов сообщать в ЦБ о выявленных в ходе проверок фактах, затрагивающих интересы вкладчиков и кредиторов банков. Данные сведения Сбербанк предлагает не считать разглашением банковской и нарушением аудиторской тайны. Банк России указал перечень особо интересующих его сведений. К ним относится информация о фактах недостоверности учета и отчетности банка, признаках формирования капитала за счет ненадлежащих активов, неправильной организации системы управления рисками, признаках потенциального банкротства, фактах несоблюдения антиотмывочного законодательства. При этом перечень интересующей ЦБ информации является открытым, поэтому аудиторов могут попросить делиться информацией фактически по любому поводу.
По мнению экспертов, если поправки, предложенные ЦБ, будут приняты, то это обернется кризисом в российском банковском секторе. "Дело даже не в том, что ЦБ перекладывает свои прямые обязанности по контролю за банками на аудиторов, – говорит первый исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Мурычев. – Поправки, превращающие банковских аудиторов из независимых консультантов в контролеров, подрывают институт аудита и лишают банки консультационной поддержки". Банки, не уверенные в конфиденциальности переданной аудитору информации, просто не будут раскрывать перед ним свои проблемы.
Банки, которым, тем не менее, будет необходима объективная информация о своем финансовом состоянии, будут пытаться купить молчании аудиторов. В результате, как полагают участники рынка, крупные аудиторские компании на такие сделки не пойдут, а на рынке останутся лишь небольшие компании.
Банковский сектор в результате изменений правил игры лишится возможности получения качественного аудита и столкнется с огромным валом претензий со стороны ЦБ. Если Центробанк потребует немедленного устранения обнаруженных нарушений, то это может привести к закрытию ряда средних и мелких банков.
Как пишет "Коммерсант", ряд участников рынка полагают, что ЦБ действует в рамках негласной общегосударственной стратегии на максимальное раскрытие конфиденциальной коммерческой информации госорганам. "Если будет создан такой прецедент в банковском секторе, аналогичные претензии, бесспорно, заявят регуляторы других секторов, – прогнозирует президент Аудиторской палаты России Борис Соколов. – Тотальный контроль над бизнесом захотят получить Росстрахнадзор, ФСФР, Росфинмониторинг. Что будет, если такие же требования к аудиторам предъявят налоговики, даже представить страшно".