Первый шар бросило агентство РИА "Новости", которое со ссылкой на французское издание Russia Intelligence сообщило, что все долги выкупил заместитель руководителя "Росстроя" Владимир Коган. Интрига также заключалась в том, что Владимир Коган - бывший владелец питерского "Промстройбанка" и Банкирского дома "Санкт-Петербург", бывший член бюро РСПП, является хорошим знакомым и соратником Владимира Путина.
Известно, что Russia Intelligence специализируется на освещении событий политической и экономической жизни России и других стран СНГ. В заметке, посвященной судьбе каннского отеля Noga Hilton, владельцем которого является основатель фирмы Noga Нессим Гаон, издание, в частности, пишет: "Согласно нашей информации, подтверждается, что банки-кредиторы Нессима Гаона уступили Когану основную сумму российских долговых обязательств".
По данным Russia Intelligence, общая сумма сделки, в которой участвовали два французских и один швейцарский банк, составила около 70 млн долларов (США). Но когда именно состоялась сделка, в публикации не указывается. Отмечается только, что банк BNP Paribas уступил Когану долговые обязательства на сумму 40 млн долларов, банк Credit Lyonnais - на 6,8 млн долларов, а швейцарский Banque Cantonal de Geneve - на 20 млн долларов.
В свою очередь заместитель главы "Росстроя" Владимир Коган опроверг сообщения о том, что он выкупил часть госдолга России перед швейцарской фирмой Noga. "Я продал весь бизнес, перешел на госслужбу, ничего не выкупал, потому что это ограничено законом и потом я не занимаюсь бизнесом", - заявил он в интервью радиостанции "Эхо Москвы".
Владимир Коган предположил, что неточность сведений, изложенных средствами массовой информации связана с тем, что есть его однофамилец, который и осуществил финансовую операцию. "Есть Коган в Москве, по моим сведениям, его зовут Игорь, по-моему, это он", - заявил он.
Путаницу прояснил сам владелец фирмы Noga Нессим Гаон. Во вторник вечером в интервью того же РИА "Новости" он сообщил, что долги швейцарской компании перед банками выкупил не Владимир, а Александр Коган.
"Я не знаю никакого Владимира Когана. Часть моих долгов - около $60-70 миллионов - выкупил Александр Коган, бизнесмен из США", - сказал он. По словам Гаона Александр Коган - "руссиянин по происхождению, но живет в США", где владеет компанией IPD.
Между тем ранее РИА "Новости" уже со ссылкой на Гаона подтверждало, что приобретателем долгов был именно Владимир Коган. При этом владелец Noga сообщил, что сделка Когана с банками уже не имеет юридической силы, так как около недели назад суд Женевы признал ее незаконной. "Суд отказал в передаче долгов компании Noga, которой должно российское правительство, господину Когану, и постановил, что оно (российское правительство) должно заплатить Noga напрямую", - сказал он.
В телефонном интервью сайту "Фонтанка.ru" Нессим Гаон подтвердил сам факт выкупа у банков-кредиторов части долговых обязательств, однако заявил, что вопреки информации, распространенной многими мировыми и российскими СМИ, некто Коган выкупил только 1% от общей суммы долга в размере 60-70 млн долларов.
По его словам, компания Noga полна решимости получить 100% российского долга России. Это - около 1 млрд 100 млн долларов. "Они (Россия) должны мне заплатить. Нельзя говорить, что они выкупили все долги перед Noga", - подчеркнул владелец компании. "Это ничто - эти 70 млн долларов. Это все обман чистой воды", - добавил Гаон.
В то же время владелец фирмы надеется на дружественное урегулирование конфликта с Россией, и, судя по его заявлению, не намерен дальше продолжать судебные тяжбы. "Потому что уже стыдно продолжать эту борьбу. Это не имеет никакого смысла", - подчеркнул Гаон. По его словам, Россия хотела заплатить компании Noga через Лондонский клуб кредиторов, но компания не приняла это предложение, так как речь шла лишь о 35% долга, которые должны были быть выплачены в течение 30 лет.
Сообщениями, что долговые обязательства РФ выкупил некий российский чиновник, заинтересовались депутаты Госдумы. Этот вопрос может стать в ближайшее время предметом рассмотрения в Госдуме России, заявил в эфире радиостанции "Эхо Москвы" председатель комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерий Драганов.
Владимир Коган
Владимир Коган до недавних пор был одним из самых влиятельных (если не самым) банкиров Санкт-Петербурга.
В сентябре 2004 года он договорился о продаже 75% акций Промстройбанка государственному Внешторгбанку. После этого он ушел в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой), в октябре 2005 года заняв должность гендиректора федерального казенного предприятия "Северо-Западная дирекция Госстроя России — дирекция комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга от наводнений". Проект строительства дамбы стоимостью около 10 млрд рублей курировал лично президент Путин.
Но на дамбе Коган пробыл недолго. 28 декабря ВТБ завершил приобретение Промстройбайнка, а уже 30 декабря Коган стал замруководителя "Росстроя". На дамбе Коган не успел толком ничего сделать, поскольку зима — не сезон для строительства, заявил "Ведомостям" директор петербургской ассоциации "Дормост" Кирилл Иванов.
Должность Когана нельзя назвать сугубо чиновничьей, это бизнес в рамках государства, поскольку "Росстрой", по сути, госкорпорация с бюджетом около 40 млрд рублей. Росстрой оказывает государственные услуги и управляет государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства.
Журнал "Финанс", который поставил банкира на 78-е место в рейтинге российских толстосумов, оценил его состояние в 500 млн долларов. После назначения в Росстрой Когана прочили в руководство ЦБ и Сбербанка, а в конце февраля 2006 года в СМИ появилась информация о том, что он может стать четвертым вице-премьером и заняться в правительстве естественными монополиями.
История конфликта с Noga
Судебное разбирательство между швейцарской компанией и правительством России началось еще в начале 1990-х годов. В 1991-1992 годах правительство России заключило с Noga несколько контрактов на сумму около 1,4 млрд долларов, по которым компания обязалась поставлять продукты питания и удобрения в обмен на нефтепродукты. С тех пор обе стороны оспаривают выполнение условий соглашения противной стороной.
По условиям соглашений, Россия отвечала за выполнение контрактов своим имуществом. В 1993 году российское правительство расторгло договор, и Noga подала иск на взыскание с России долга в размере примерно 680 млн долларов.
Несколько раз Noga пыталась арестовать российское имущество за рубежом.
В 2000 году швейцарская компаниия во Франции добилась ареста счетов ЦБ и парусника "Седов".
Но самый знаменитый инцидент подобного рода датирован следующим годом. На авиасалоне в Ле-Бурже Noga добилась ареста двух истребителей Су-27 "Росавиакосмоса". Но самолеты улетели из Франции еще до того, как их арестовали судебные приставы, и в последующих исках Noga требовала признать это незаконным. В частности, аэропорт и авиасалон компания обвиняет в "способствовании возвращению уже арестованной собственности".
Позднее арест парусника, счетов ЦБ и самолетов был признан незаконным. Noga подавала иски против России еще несколько раз, но они были отклонены.
В декабре 2005 года Noga попыталась арестовать в Швейцарии коллекцию из 54 картин Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина, но их удалось вернуть в экспозицию целыми и невредимыми.