Несмотря на то, что сейчас официального запрета на экспорт газа нет, "Газпром" старается не пускать независимых экспортеров к трубе. Зато оперативно принятый перед саммитом "Большой восьмерки" закон, который противоречит основным европейским принципам энергетической политики, можно будет использовать при переговорах с Европой, пишет "Коммерсант".
Отсутствие законодательных ограничений не мешает "Газпрому" не пускать в экспортную трубу независимых производителей. Они были бы рады экспортировать газ, но "Газпром" ссылается на отсутствие мощностей, а проверить, действительно ли их не хватает, никто не может, говорят участники рынка.
В результате половину своей добычи независимые производители продают на российском рынке по цене 39 долларов за 1000 кубометров (цена в Европе - 275 долларов), еще 40% - "Газпрому" по цене вдвое меньшей, а 10% - промышленным потребителям по регулируемой цене.
Если бы независимые производители, как и "Газпром", продавали бы внутри страны 70% газа, а остальное могли бы экспортировать, они получили бы прибыль в 4 млрд долларов, оценивают возможную прибыль эксперты. Если же новый закон будет принят, то у независимых экспортеров вообще не останется никаких надежд на то, чтобы выйти на мировой рынок и получать нормальные доходы.
Очевидно, что проект ограничения газового бизнеса в России напрямую противоречит Энергетической хартии ЕС и является ответом на требования Евросоюза открыть доступ всем экспортерам газа к транспортным системам.
Один из авторов законопроекта, председатель комитета по энергетике Валерий Язев, не скрывает политической подоплеки своей инициативы: "Полагаю, что он (законопроект - ред.) может стать одним из аргументов российской стороны в ходе саммита "большой восьмерки" в Санкт-Петербурге. Мы не скрываем, что наша позиция - это позиция "ястребов".
Не смущают депутата и противоречия между законопроектом и Энергетической хартией: "Энергетическая хартия, с нашей точки зрения, не должна быть ратифицирована, поскольку это документ, прямо противоречащий российским интересам".
Таким образом, как пишет "Коммерсант", документ может быть оперативно принят парламентом, а затем использован Владимиром Путиным в торговле по условиям энергетического сотрудничества на июльском саммите в Петербурге.