Премьер-министр Украины Николай Азаров недавно обещал, что государство в последний раз поможет "Нафтогазу" расплатиться с "Газпромом", причем только на 10% от суммы. Очевидно, украинскому концерну было не под силу самому собрать 400 млн долларов и вновь, как во времена Юлии Тимошенко, пришлось прибегнуть к кредитам из золотовалютных резервов.
Аванс за услуги по транзиту - традиционный инструмент поддержки платежеспособности "Нафтогаза". В прошлом году "Газпром" уже к апрелю предоставил партнеру около 2,2 млрд долларов. Этих денег хватило для того, чтобы закрыть обязательства российского концерна не только на 2009 год, но почти на весь первый квартал 2010-го. Произошло это из-за того, что объем экспорта российского газа сильно упал в прошлом году. В результате транзит через Украину снизился до 96 млрд кубометров (при плане 120 млрд кубометров).
На 2010 год объем транзита составит 116 млрд кубометров, в том числе 112,7 млрд в страны ЕС. Транзитная ставка с 1 января равна 2,78 доллара за транспортировку тысячи кубометров на 100 км. Таким образом, "Нафтогаз" мог бы получить от транзита 4 млрд долларов.
Чтобы полностью рассчитаться за транзит в марте, "Газпром" должен был до 20 апреля направить "Нафтогазу" 100 млн долларов. Российский концерн пошел навстречу Киеву, перечислив деньги раньше срока, чтобы украинской компании было легче заплатить за мартовский газ.
Всего же за услуги по транспортировке газа из России в Европу и Молдавию "Нафтогаз" должен получить в этом году еще около 3 млрд долларов, а за газ заплатить минимум 6,7 млрд. В среднем на год "Газпром" прогнозирует цену 325 долларов, а украинский кабинет министров собирался заложить в бюджет цифру 334 доллара за тысячу кубометров.
Неудивительно, что максимум усилий новое руководство Украины направляет на получение скидки на газ от Москвы. После того как ставка на идею возродить газотранспортный консорциум (с ней в Москву приезжали недавно и президент, и премьер Украины) не оправдалась, найти какие-то понятные и привлекательные уступки украинская сторона не смогла.
Поднимать внутренние цены на газ (которые сейчас ощутимо ниже импортных) новое руководство Украины не хочет, понимая, что это усугубит социально-экономическую ситуацию в стране.