"Последние решения суда, вынесенные против Российской Федерации по искам Hulley Enterprises Limited (Cyprus), Yukos Universal Limited (Isle of Man) и Veteran Petroleum Limited (Cyprus), могут подвергнуть нас риску потенциальных судебных разбирательств, принудительному исполнительному производству", - предупреждает "Газпром" потенциальных инвесторов.
Компания при этом подчеркивает, что сама не вовлечена в арбитражный процесс. "Тем не менее заявители в процессе публично заявляли, что они могли бы привлечь к процессу российские государственные компании, стремясь к изъятию из зарубежных активов, включая "Газпром", - предостерегают юристы газовой монополии.
"Если мы потерпим поражение в защите от этих претензий, некоторые из наших активов могут быть изъяты, что будет иметь негативное влияние на наш бизнес, финансовое состояние и результаты деятельности", - завершается предупреждение для потенциальных инвесторов.
В начале лета глава компании GML, представляющей бывших акционеров ЮКОСа, Тим Осборн на вопрос агентства РБК о том, собираются ли акционеры ЮКОСа атаковать активы российских госкомпаний, например "Газпрома" или "Роснефти", ответил, что рассматриваются различные опции, в том числе и эти активы, но окончательного решения еще не принято.
Управляющий партнер юридической фирмы ЮСТ Евгений Жилин пояснил агентству, что риск ареста активов госкорпораций исключать нельзя. В определенных случаях государство может признаваться ответственным за действия компаний со 100-процентным госучастием, и наоборот.
Первой госкомпанией, официально признавшей риск ареста своих активов в связи с делом ЮКОСа, в начале сентября стал Внешэкономбанк.
Глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин пояснил Газете.ру, что "Газпром" владеет долями в подземных газохранилищах и газотранспортных активах Польши, Германии и Великобритании.
Недавно компания обменялась активами с германской BASF, получив в том числ нефтегазодобычу в Северном море. Кроме того, у газового монополиста есть счета в зарубежных банках. Из Евросоюза поступают основные денежные потоки компании. "Выиграть суд у "Газпрома" трудно, но возможно", - полагает этот эксперт.
Напомним, в июле 2014 года третейский суд в Гааге единогласно удовлетворил иск бывших акционеров ЮКОСа и обязал Россию выплатить 50 млрд долларов. В том числе кипрская Hulley Enterprises должна получить 39,9 млрд, Yukos Universal (остров Мэн) - 1,8 млрд, Veteran Petroleum (Кипр) - 8,2 млрд. Изначально экс-акционеры требовали взыскать около 100 млрд долларов.
По мнению суда, в истории уничтожения ЮКОСа есть и доля вины его акционеров, поскольку они применяли схемы ухода от налогов, но реакция РФ была несоразмерна этим действиям.
20 июня этого года президент РФ Владимир Путин заявил, что Россия не признает компетенцию Гаагского суда, так как не является участником Европейской энергетической хартии, и будет доказывать свою позицию в судах в установленном порядке.
Акционеры решили добиваться приведения в исполнение решения третейского суда через суды в разных странах. Так, в июне 2015 года приставы приступили к арестам российского имущества во Франции и Бельгии. В сентябре экс-акционеры ЮКОСа обратились в немецкий суд с иском к России на 42 млрд долларов
Отдельные представители российских властей в ответ предложили накладывать арест на зарубежное имущество "по принципу взаимности". В частности в в правительстве рассматривается законопроект о введении "пределов юрисдикционного иммунитета иностранных государств и их имущества". Этот документ был разработан сотрудниками Министерства юстиции. Он позволяет ограничивать юрисдикционный иммунитет другой страны.
На фоне обсуждения данного законопроекта член Совета Федерации Константин Добрынин предложил создать специальный орган, который принял бы на себя ответственность за управление рисками, связанными с претензиями третьих лиц к России. Аргументируя необходимость создания такого органа, сенатор указал на "весьма низкий" уровень координации усилий российских властей в случае с исками бывших акционеров ЮКОСа.
Позднее глава российского МИДа Сергей Лавров заявил, что в российские суды будут поданы иски с требованием арестовать собственность иностранных компаний с государственным участием в России в ответ на арест российских активов за рубежом.