Быстрее всего дорожали товары, импорт по которым ограничен правительством в поставках в Россию из развитых стран: мясо, рыба, фрукты и овощи. Они, по оценкам Barclays Research, составляют порядка половины продовольственной корзины в индексе инфляции.
Непродовольственные цены остались на уровне августа - 5,5% в годовом выражении. Однако без учета цен на бензин непродовольственная инфляция ускорилась с 4,2% в августе до 4,4% в сентябре, отражая в том числе эффект девальвации рубля.
Ранее глава ЦБ Эльвира Набиуллина заявила, что по итогам года инфляция не превысит 8%, подтвердив стремление окончательно перейти к таргетированию цен по итогам 2014 года и снизить их динамику до 4% в обозримом будущем. Впрочем, аналитики все чаще говорят о нереальности оценок инфляции в 2014 году, обнародованных главой ЦБ.
Эффект подорожания продовольствия должен быть исчерпан лишь во второй половине 2015 года. Сгладить его помогут падающие мировые цены на продовольствие, нефть и замедление внутреннего потребительского спроса в России. Однако этого не хватит, чтобы компенсировать последствия девальвации рубля.
Девальвация продолжится на фоне того, что российские корпорации и банки лишены возможности рефинансировать свои внешние обязательства из-за санкций, а цены на нефть снижаются", - цитирует "Коммерсант" исследование Barclays Research.
Между тем по итогам сентября базовая инфляция достигла 8,2%, превысив уровень ключевой ставки ЦБ. Выводы мониторинга денежно-кредитной политики, сделанные последней миссией МВФ в Москве, сводились к тому, что на фоне ускорения базовой инфляции ЦБ необходимо быть еще жестче, чтобы обуздать ожидания. Отрицательные же процентные ставки, особенно в условиях сокращения ликвидности на мировых рынках, лишь усилят отток капитала из России.