Все больше и больше российских компаний задумались о защите своих топ-менеджеров, важнейших сотрудников компании. Выяснилось, правда, что главный враг менеджера - он сам
Архив NEWSru.com
Все больше и больше российских компаний задумываются о защите своих топ-менеджеров, важнейших сотрудников компании. Выяснилось, правда, что главный враг менеджера - он сам. Поэтому главным ограничением может стать запрет на занятия экстремальными видами спорта, которые способны надолго вывести из строя бизнесмена.

Вторая опасность - авиакатастрофы, и потому в крупнейших российских компаниях управленцам запрещают летать на одном самолете всем вместе.

Консультанты отмечают, что в последний год многие стали осторожнее относиться к рискованным занятиям. Если еще в прошлом году акционеры нередко предлагали кандидату на лидирующие позиции прыгнуть с парашютом, чтобы проверить его стрессоустойчивость и умение действовать в экстремальной ситуации, то теперь они стали понимать, что в случае его неудачного приземления компания будет обезглавлена.

Возможно, в скором времени топ-менеджерам придется забыть о своих увлечениях экстремальными видами спорта и перейти на шахматы, отмечают "Ведомости". Западные компании уже давно регламентируют все опасные для жизни увлечения, которыми занимаются менеджеры в свободное от работы время. Некоторые корпорации идут на крайние меры, заключая с топ-менеджерами договор, запрещающий им заниматься экстремальными видами спорта, рассказывает партнер компании RosExpert Анна Кофф. "Личную жизнь очень сложно ограничивать, но, если человек является членом совета директоров, отвечает за судьбы огромных компаний, он несет ответственность за свою жизнь не только перед собой, но и перед всей компанией", - поясняет она.

Пока, впрочем, немногие компании вводят ограничения для управленцев. В РАО ЕЭС еще в 2002 году запретили членам совета директоров вместе летать на одном самолете и ездить в одной машине. В кондитерском объединении "СладКо" пошли еще дальше: летать вместе запрещено и топ-менеджерам компании.

После создания ТНК-BP российский офис компании был удивлен привнесенными британскими коллегами правилами безопасности. Среди прочего они предусматривают, что совещание должно начинаться с рассмотрения плана эвакуации на случай пожара, а передвигаться на автомобиле по городу нужно не быстрее 60 км/ч.

Однако есть и компании, которые уже отменили ограничения и запреты для менеджеров. "В конце прошлого года мы заключили дополнительное соглашение к трудовому договору со всеми управленцами до уровня руководителей отделов, запрещающее заниматься видами спорта с повышенным риском для здоровья", - говорит представитель одного из производственных холдингов. После рождественских каникул появились фотографии, где менеджеры катаются на горных лыжах, и в компании поняли, что за всеми менеджерами не уследить.

Среди руководящих сотрудников альянса "Русский текстиль" много любителей экстремальных видов спорта - горных лыж, мотогонок, прыжков с парашютом. "Несчастные случаи, к сожалению, бывают. Но какие-либо запретительные меры на этот счет мы считаем излишними, поскольку азартность и способность к взвешенному, просчитанному риску - ценные качества и для бизнеса", - говорит вице-президент компании Ольга Смирнова.

Череда трагедий заставила задуматься о безопасности

Акционеры российских компаний начали это осознавать совсем недавно после серии трагедий, в которых погибли топ-менеджеры. В августовской катастрофе самолета, летевшего из Москвы в Волгоград, погибли директор "Волгоградтрансгаза" Виктор Лебединский, директор Саратовского дорожного центра рабочего снабжения ОАО РЖД Михаил Храмченков, а также управляющий региональным отделением Федерального депозитного банка Игорь Бытин и начальник отдела ценных бумаг этого же банка Александр Степанов.

Летом этого года в катастрофе вертолета погиб управляющий директор Group Menatep Стивен Кертис.

"Евразхолдинг" за последние два года потерял двух топ-менеджеров. Летом прошлого года в результате аварии вертолета погиб член совета директоров компании Анатолий Смолянинов, а в сентябре этого года оторвавшийся фрагмент лопасти вертолета попал в старшего вице-президента управляющей компании "Евразхолдинг", председателя совета директоров Западно-Сибирского металлургического комбината Андрея Севенюка.