Просил об отмене импортных пошлин один из главных российских подрядчиков - "Выксунский металлургический завод", входящий в Группу "Объединенная металлургическая компания", на долю которой приходится четверть труб, необходимых для прокладки первой очереди 1200-километрового трубопровода. Остальную часть поставок должна обеспечить германская компания Europipe GmbH.
Проблема возникла из-за необходимости бетонирования труб, которые должны лечь на дно Балтийского моря. Трубы, укладываемые со стороны Германии, бетонирует французская компания EUPEC PipeCoatings SA. Трубы для российского участка покрываются бетонным покрытием в Котке (Финляндия).
Отечественные трубы, произведенные для прокладки Nord Stream, прежде чем их уложат на дно, должны совершить путешествие в Финляндию. Назад они вернутся как импортная продукция, которая облагается импортной таможенной пошлиной в размере 15-23% стоимости.
Избежать отправки труб в Финляндию нельзя, так как отечественные предприятия хотя и выиграли подряд на поставки труб, в реальности не располагают достаточными мощностями для нанесения на них бетонного покрытия. Поэтому теперь они добиваются отмены пошлин на импорт бетонированных труб.
ВМЗ успел поставить в рамках проекта Nord Stream около 13 тысяч тонн труб, однако к октябрю этого года, согласно ранее заключенному контракту, он должен отправить еще около 257 тысяч тонн.
Эксперты отмечают, что с учетом нынешней мировой цены на металлы - чуть более 2 тысяч долларов за тонну - отмена пошлин обойдется российскому бюджету примерно в 75-100 млн долларов.
Однако из-за недавнего российско-украинского газового конфликта руководство страны решило ускорить строительство обходных маршрутов поставки газа в Европу. Приоритетным назван "Северный поток", отсюда и стремление интенсифицировать все работы по его реализации.
Недополученные государством пошлины, как считает эксперт департамента оценки компании "2К Аудит - Деловые консультации" Петр Клюев, можно отнести не к дополнительным расходам на трубопровод, а к субсидированию трубной отрасли страны в условиях кризиса.