Такую оценку влиянию организованной преступности на экономику России дал в интервью немецкой газете Die Welt (полный текст на сайте Inopressa.ru) Эксперт по вопросам коррупции Вадим Волков. Он считает, что организованная преступность сегодня имеет меньше влияния на экономику, чем в 1990-е годы. Хотя например, в Сибири или на Дальнем Востоке регистрируется больше заказных убийств, и уровень преступности выше, чем на западе России.
Однако, считает, эксперт, изменилась форма организованной преступности. После распада Советского Союза распространение криминала было связано с возникновением частной собственности и частного предпринимательства. Начало капитализма в России сопровождалось разрушением всех государственных институтов. Организованные группировки, которые не останавливались перед применением силы, взяли на себя функции, которые в нормальном обществе являются прерогативой правоохранительных органов и судов.
Так называемая "крыша" была практически необходима для выживания предпринимателя. С принятием в 1992 году закона о частной охранной деятельности охранные предприятия стали конкурентами преступных группировок, хотя в принципе они делали то же самое. Под давлением конкуренции крупные группировки "договорились" с губернаторами и занялись легальным бизнесом.
Бандиты становились предпринимателями в любом бизнесе, где крутилось много наличных денег: преимущественно в финансовой сфере и торговле, игорном и гостиничном бизнесе, импорте и экспорте, главным образом, цветных металлов.
В отличие от начала 90-ых годов сегодня на российскую экономику имеют большее влияние либо чиновники, либо военные и сотрудники спецслужб. Но они выступают скорее как частные предприниматели, а не как представители государства.
У иностранных инвесторов существенно меньше проблем, чем раньше, когда у них попросту могли все отобрать. При этом, однако, крупные инвесторы, если они хотят добиться успеха, нуждаются в поддержке Кремля. Все сферы, которые тесно связаны с государством - энергетическая, оборонная и сырьевая промышленность, - это отрасли с высоким уровнем риска. Информационные технологии, пищевая и химическая промышленность, машиностроение не столь рискованны и меньше зависят от государства.