Они высоко оценивают деятельность российского правительства, которому удалось с максимальной для себя выгодой использовать сложившуюся ситуацию. "Россия абсолютно правильно сыграла в эту игру. Если бы она шесть недель назад заявила о таком сезонном сокращении, ОПЕК потребовала бы большего", - сказал в интервью Reuters Джеймс Фенкнер, ведущий аналитик ИК "Тройка Диалог". При этом российским нефтяным компаниям, выступавшим против сокращений, не о чем беспокоиться, поскольку более высокие цены на "черное золото" в долгосрочной перспективе принесут хорошую прибыль.
Кроме того, отмечает РБК, воспользовавшись паникой на нефтяном рынке, правительство легко уговорило депутатов Госдумы пойти на компромисс по поводу доходов бюджета и, по словам премьера Касьянова, получить "свободу маневра" в 120 млрд. рублей.
Российский экспорт сокращается зимой "естественным образом", как это охарактеризовал вице-премьер Виктор Христенко: из-за невозможности отгружать нефть через порты на севере и роста потребления топлива внутри страны.
Например, в начале нынешнего года экспорт российской нефти упал как раз на заявленные правительством 150-200 тыс. баррелей в сутки.
Фенкнер высказал мнение, что, по большому счету, решение России показывает, что она будет работать в направлении мирового роста, но не будет жертвовать для этого слишком многим. По мнению аналитика, это в перспективе может привлечь инвестиции в страну и создать новый образ "тихой гавани".
"С точки зрения инвестиционного менеджера, перспективы России представляются продуманными в плане реформ и хорошими политически и экономически", - считает он.
Кроме того, ряд экспертов полагает, что, уменьшая экспорт сырой нефти из страны, Россия может одновременно пойти на увеличение экспорта нефтепродуктов, которое позволит компенсировать потерю дохода. В настоящее время российским компаниям позволено экспортировать лишь небольшое количество нефтепродуктов: правительство пока более озабочено удовлетворением спроса внутри страны.
На фоне подобных заявлений экспертов рынок проникся недоверием к заявлениям России, и хотя сразу после объявления о сокращении экспорта цена взлетела почти на 4% до 20 долл. за баррель, затем она начала снижаться, сообщает Bloomberg. По итогам торгов в среду баррель январской Brent на Нью-Йоркской товарной бирже (NYMEX) подешевел на 0,8% - до 19,49 долл. за баррель.
На Международной нефтяной бирже в Лондоне цена фьючерсов на январь на нефть Brent вчера также слега снизилась - до 19,22 долл. за баррель.
Баррель российской нефти Urals в среду также подешевел на 7 центов до 18,39 долл.
Как пишет "Интерфакс", скептицизм участников рынка вполне обоснован: в декабре 1998 года, когда цены на нефть упали до минимума за 12 лет, Москва также декларировала свое намерение сократить объемы поставок на мировой рынок, однако в 1999 году российский экспорт сырья вырос на 32 тыс. баррелей в сутки.
Сейчас на рынке также опасаются, что реальное сокращение может быть гораздо меньше.
Ранее ОПЕК заявила, что сократит с 1 января 2002 года квоты на добычу и экспорт нефти на 1,5 миллиона баррелей в сутки лишь в том случае, если независимые экспортеры, включая Россию, снизят добычу и экспорт на 500000 баррелей в сутки.
Россия, второй по величине экспортер нефти в мире, объявила в среду о снижении квот на экспорт с 1 января 2002 года на 150 тыс. баррелей в сутки. Ранее Норвегия заявила о готовности пойти на сокращение на 100-200 тыс. баррелей в сутки, Мексика - на 100 тыс. баррелей в сутки. Оман, вероятно, сократит добычу на 40-50 тыс. баррелей.