Российская валюта уже не подчиняется знаменитой "формуле Улюкаева", которая связывала долларовые нефтяные цены с текущим валютным курсом через постоянную цену барреля в 3700 рублей
Russian Look
Российская валюта уже не подчиняется знаменитой "формуле Улюкаева", которая связывала долларовые нефтяные цены с текущим валютным курсом через постоянную цену барреля в 3700 рублей, пишет "Независимая газета".

В ноябре глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев сформулировал формулу для курса рубля к доллару, напоминает издание. "Цена на нефть ушла вниз, а рубль к доллару ушел вверх. Теперь мы имеем 77 или 78 долларов за баррель и 47 или 48 руб. за доллар. Перемножаем эти две цифры, получаем те же самые 3700. То есть рублевая цена нефти ровно такая же сейчас, как было в начале года", - говорил министр в эфире радио "Эхо Москвы".

Другими словами, чиновник объяснил, что рубль девальвируется и будет девальвироваться так, чтобы цена барреля оставалась постоянной примерно на уровне 3700 рублей. Чуть ранее оппозиционный политик Борис Немцов опубликовал очень похожую формулу: курс рубля к доллару должен быть таким, чтобы цена барреля нефти Urals составляла 3620 рублей.

Но при нынешнем курсе рубля цена барреля нефти значительно ниже - всего около 3100 рублей. К тому же, напоминает газета, баррель марки Brent дешевел почти на 7% за последние 10 дней, а рубль при этом укреплялся к доллару более чем на 3%.

Нынешнее парадоксальное поведение российской валюты эксперты объясняют негласной сменой стратегии Центробанка. Если раньше власти девальвировали рубль ради наполнения бюджета, то теперь главными приоритетами для них стали стабилизация валютного рынка и ликвидация последствий прошлогоднего валютного кризиса.

Главное объяснение - это полностью пересмотренный бюджет на 2015 год. Теперь доходы казны посчитаны для среднегодовой цены нефти в 50 долларов и курса доллара в 61,5 рубля. То есть теперь для наполнения казны властям нужно чуть меньше девальвировать рубль - а именно, так, чтобы цена барреля нефти составляла 3075 рублей.

Но есть и другие факторы. В частности, ЦБ сделал так, чтобы банкам и другим участникам рынка было невыгодно играть против рубля. В то же время на аукционах сейчас достаточно валютной ликвидности. Поэтому у компаний нет стимулов придерживать валюту, а у банков есть возможность играть на укрепление рубля.

Наконец, из-за снижения импорта товаров упал спрос на валюту. Изменилось поведение населения, которое на фоне укрепления рубля сократило покупки долларов и евро. Снижение доли импорта и замедление темпов роста инфляции также сыграли свою роль