Бизнес-омбудсмен Борис Титов направил в ЦБ предложения по изменению "антиотмывочного" закона , которые должны защитить клиентов банков, заподозренных в совершении сомнительных операций, от попадания в "черные списки" отказников
©РИА Новости / Алексей Никольский
Бизнес-омбудсмен Борис Титов направил в ЦБ предложения по изменению "антиотмывочного" закона, которые должны защитить клиентов банков, заподозренных в совершении сомнительных операций, от попадания в черные списки отказников, пишет газета "Коммерсант". В пресс-службе ЦБ изданию сообщили, что изучат предложения.

Одно из наиболее радикальных предложений Титова в том, чтобы обязать банки проверять подозрительные операции на сумму до 5 млн рублей "без их приостановки и блокировки счетов, но не более трех раз в течение года".

Кроме того, предлагается ввести персональную ответственность сотрудников банков за необоснованные отказы в проведении операций, а также на законодательном уровне прописать обязанность банков в выдаче клиенту мотивированного отказа в обслуживании или проведении операции.

В пресс-службе бизнес-омбудсмена "Коммерсанту" пояснили, что ситуация с черными списками зашла в тупик. "Сотни тысяч юрлиц и ИП, попавшие под подозрение, исключаются из хозяйственного оборота без шансов на оправдание", - напомнили там.

В список попадают клиенты, которым кредитные организации отказали в обслуживании или в проведении транзакций. При этом исключение из списка отказников весьма проблематично из-за пока плохо работающего механизма реабилитации.

Эксперты, с которыми пообщалось издание, говорят, что, несмотря на благие намерения, данные предложения могут принести скорее отрицательный эффект. Например, "пропуск" банками сомнительных сумм, пусть и небольших, противоречит действующему закону.

Банкиры уверены, что даже если подобный подход будет реализован, то это намного увеличит тарифы на обслуживание клиентов.

При этом предпосылки для роста тарифов для клиентов, которых банки подозревают в сомнительной деятельности, уже есть. В настоящее время тарифы для сомнительных клиентов банка составляют от 10% до 25% суммы транзакции. ЦБР не намерен сдерживать рост тарифов для бизнеса, вызвавшего сомнения у банков.

При возникновении у кредитной организации подозрений, что действительной целью клиента, в частности при расторжении соответствующего договора, является проведение сомнительной операции, такая кредитная организация вправе использовать любой доступный ей инструментарий, в том числе устанавливать повышенную комиссию ("заградительный" тариф) за проведение подобной операции, заявили в пресс-службе ЦБ.

По словам участников рынка, уже сейчас есть кредитные организации, которые применяет тарифы не как заградительный механизм, а как средство извлечения дохода. Если какая-нибудь организация будет пытаться зарабатывать на сомнительных операциях, ЦБ должен будет применить меры, полагают они.

Черный список клиентов банков составляется Росфинмониторингом и ЦБ. В него попадают клиенты банков, которым отказали в обслуживании или проведении операций из-за подозрений в нарушении закона о противодействии отмыванию преступных доходов. В прошлом году выяснилось, что решения о занесении в список зачастую принимаются по причинам, не связанным с риском отмывания доходов и финансирования терроризма.

В конце декабря прошлого года Госдума приняла закон о введении механизма реабилитации лиц из черного списка - в целях защиты добросовестных клиентов кредитных и других финансовых организаций.