В прошлом году, как напоминает "Коммерсант", компания уже проиграла это дело, не сумев доказать факта оказания услуг иностранными специалистами, но 10 июля президиум Высшего арбитражного суда направил дело на новое рассмотрение. Однако суд вновь не удовлетворили документы, представленные "ПрайсвотерхаусКуперс Аудит" и представительством PricewaterhouseCoopers Russia B.V, в чьих отчетах указывалось, что специалисты занимались "мозговым штурмом с клиентом", "общими вопросами", "деловой активностью".
Суд признал, что "ПрайсвотерхаусКуперс Аудит" получала необоснованную налоговую выгоду: перечисленные деньги шли на зарплату работникам представительства PricewaterhouseCoopers Russia B.V., в результате налог на прибыль и ЕСН с этих сумм не уплачивались. Доказательства, представленные налоговиками, суд счел достаточными.
Главной проблемой для компании могут стать выводы суда не по налоговой выгоде, а по несоблюдению условий лицензирования. Чтобы доказать обоснованность расходов, "ПрайсвотерхаусКуперс Аудит" заявила в суде, что "иностранные специалисты оказывали консультационные услуги путем участия в аудиторских проверках, проводимых заявителем".
Суд оценил этот довод по-своему: оказывать аудиторские услуги имела право только сама "ПрайсвотерхаусКуперс Аудит", а передача клиентов представительству голландской фирмы, не имеющему лицензии в России, незаконна. И это не позволяло уменьшать налоговую базу на расходы, понесенные при такой деятельности.
Решение суда, если оно вступит в силу, может послужить Минфину основанием для отзыва лицензии у компании. Минфину сложно будет игнорировать факты, установленные судом. Кроме того, выводы суда могут использовать налоговики, которые вправе подать в суд иск о ликвидации компании за нарушения законодательства.
В решении суд учел даже то, что летом "ПрайсвотерхаусКуперс Аудит" отозвала аудиторские заключения по ЮКОСу. Этот факт, по мнению суда, обосновывает предположения налоговиков о том, что "ПрайсвотерхаусКуперс Аудит" консультировала по схемам уклонения от уплаты налогов не только ЮКОС, но и других клиентов. Этим налоговики объясняли, почему аудиторская компания так и не раскрыла сути своих услуг, оказанных клиентам.