Мнения об инвестициях в России колеблются от "лучшего места для инвестиций в мире" до "больше никогда" - в зависимости от опыта, полученного на просторах гигантской империи. Тогда как многочисленные фирмы мужественно выбирают восточное направление, а некоторые даже переводят еще дальше на восток свои предприятия, построенные в восточноевропейских реформаторских государствах до их принятия в ЕС, другие инвесторы уходят с этого рынка.
Бегство капитала из России вновь драматично усилилось в связи с процессами против нефтяного концерна ЮКОС, оператора мобильной связи "Вымпелком" и других компаний. Фондовые менеджеры выводят из России свои капиталы. Страна превратилась в дремучие джунгли с привлекательными шансами на рынке, насчитывающем почти 150 млн клиентов, но также и с чрезмерными рисками.
"Сейчас удачное время для инвестиций в Россию", решил глава крупнейшего в мире промышленного концерна General Electric Джеффри Иммельт во время своего визита в Россию в середине прошлого года. В прошлом году на приход в Россию отважились также представители среднего класса Германии. Оливер Вик, коммерческий директор Восточного комитета немецкой экономики, ощущает "весьма заметный интерес" к присутствию на российском рынке. Немецкие предприятия инвестируют в Россию ежегодно по 2,5 млрд евро, что по сравнению с их потенциалом "еще мало".
Йозеф Мароус, глава московского представительства Thyssen-Krupp, оценивает ситуацию в России для 2250 немецких фирм следующим образом: "Раньше мы источали оптимизм без соответствующих результатов. Теперь же наконец дело пошло".
Так, немецкий концерн Stada Arzneimittel AG за 80,5 млн евро приобрел контрольный пакет акций нижегородского фармацевтического предприятия "Нижфарм". А Bosch-Siemens-Haushaltsgerte подобрал себе место под Санкт-Петербургом. Тем временем Airbus производит запчасти для своих самолетов в Сибири. Председатель Восточного комитета Клаус Мангольд уже советует немецким бизнесменам быстрее идти в Россию, чтобы опередить зарубежных конкурентов.
С какими напастями им приходится бороться, инвесторы рассказывают в приватных беседах. Лишь высокие прибыли от производства молочных продуктов и соков или от торговли компенсируют "дополнительные расходы" на таможню и администрацию. Так, мебельный дом IKEA незадолго до своего открытия вынужден был "пожертвовать" миллион долларов на местную спортивную школу.
Некоторые немецкие инвесторы вроде Volkswagen и DaimlerChrysler снова заморозили свои российские проекты. Концерн Siemens все еще ждет одобрения со стороны российского антимонопольного ведомства на приобретение контрольного пакета акций российского производителя турбин "Силовые машины". Linde AG из-за давления, оказываемого гигантским концерном "Газпром", до сих пор не может поставить его российскому конкуренту "Новатек" нефтеперегонный завод стоимостью в несколько миллиардов евро. Производитель шин Continental из-за внутренних проблем сворачивает свою деятельность в Москве с убытком в 2 млн евро.
К типичным проблемам относятся недостаточное знание российских регионов, отсутствие возможности проверки потенциальных партнеров по совместному предприятию и тотальный контроль: Так, из-за мошенничества с документами австрийская фирма Wolf Systembau GmbH, производитель стройматериалов, лишилась совместного предприятия в России. Теперь ей приходится судиться, отмечает Handelsblatt.
"Проблема, которая встречается в России часто, но впервые в подобной ситуации оказались иностранные партнеры", комментирует данный случай Бьерн Паулсен, адвокат, работающий в Москве на Nrr Stiefenhofer Lutz. Возникла типично "русская проблема", говорит он, которая сейчас решается судебным путем.
Главный экономист Deutsche Bank Норберт Вальтер призывает инвесторов к осторожности. "Правовая и инвестиционная безопасность в этом году, как и в следующем, не гарантируется", сказал он, имея в виду фактическую экспроприацию нефтяного концерна ЮКОС.
Меж тем даже общеизвестные почитатели России вроде Марка Мобиуса из фондового общества Templeton становятся более сдержанными. "В отношении русского рынка я продолжаю оставаться оптимистом, но действую более осторожно", говорит влиятельный фондовый менеджер. "Российские налоговые службы вышли из-под контроля", считает он, подразумевая все новые дополнительные налоговые требования, обращенные к российским предприятиям.
Советник президента по экономике Андрей Илларионов, пострадавший за свою острую критику путинского курса, говорит о "климате страха", распространившемся среди предпринимателей, которые гадают, кто после нефтяного магната Михаила Ходорковского станет для российской юстиции следующей жертвой. Президент Путин занимается восстановлением государственной экономики, что является для страны проигрышным вариантом, считает Илларионов.
Невозмутимым остается только фондовый менеджер Билл Браудер из Hermitage Capital в Москве: "Все любят Китай, но там акции и фирмы дороги, а в России - дешевы".