В то же время президент Владимир Путин был прав, выказав сдержанность в своем новогоднем обращении. Он сказал, что темпы экономического роста были хорошими, но теперь задача состоит в том, чтобы повысить уровень жизни россиян, которые в своем большинстве остаются весьма бедны. К тому же Россия сейчас переживает беспокойную фазу структурных реформ. А это, как показывает опыт Азии и Латинской Америки, - сложный этап.
К тому же, припоминает газета, богатая природными ресурсами и образованной рабочей силой Россия уже была близка к макроэкономической стабилизации, однако помешал августовский кризис 1998.
Между тем без кредитов МВФ ситуация в стране лишь улучшилась. Правительство Касьянова проводит относительно здравую денежную политику - фискальная дисциплина, недоступная ельцинскому Кремлю, стала главным принципом, за соблюдением которого следит государство. Исчезли огромные бюджетные дефициты, предшествовавшие коллапсу 1998 года. Инфляция, превысившая в прошлом году 18%, по-прежнему высока (в бюджет 2002 года заложено 12-14%), но гораздо ниже, чем в первые годы переходного периода.
Однако, отдавая России должное, важно не забывать об опасностях, предупреждает WSJ. Во-первых, каким бы впечатляющим ни был пятипроцентный рост, он никак не делает Россию равноправным членом большой семерки. Даже коммунистам сразу после революции удавалось добиваться экономического роста, напоминает газета. Важно, чтобы он обратился на пользу населению и способствовал повышению уровня жизни.
А пока "качество" роста довольно низко. Россия по-прежнему очень сильно зависит от природных ресурсов. Около 85% экспорта - нефть, газ и другое сырье, до 80% прибылей и инвестиций прямо или косвенно связаны с предприятиями сырьевых секторов.
Конечно, нельзя говорить, что всеми своими успехами Россия обязана сырью. Значительная часть российской экономики по-прежнему зависит от сырьевого экспорта, но последние два года наблюдается определенная степень здоровой диверсификации.
С другой стороны, сейчас, когда мировая экономика забуксовала, Россия нуждается не только в удаче (каковой была девальвация рубля) и разрозненных реформах. Путин должен заняться экономикой планомерно и глубоко. Пользу, по мнению WSJ, может принести продолжение налоговой реформы, а также реформа банковского сектора. Необходимо освободить российских судей от влияния со стороны политиков, чтобы гарантировать российским и иностранным предприятиям, а также частным лицам, своевременные и честные разбирательства.
Некоторые из этих задач требуют принятия новых законов, но многие можно выполнить и без этого. Максимально прозрачное правительство, не вмешивающееся в дела частного сектора - будь то нефтяная промышленность или СМИ, - могло бы укрепить свою репутацию, повысить уровень доверия внутренних и иностранных инвесторов. Это, в свою очередь, не только поможет российским рынкам, но и, что более важно, повысит уровень жизни самих россиян.