Весь госзаказ оценивается министром экономического развития Алексеем Улюкаевым в 7,5 триллиона рублей, а президент Владимир Путин на совещании с правительством 10 февраля оценил его более чем в восемь триллионов рублей.
По данным Минэкономразвития, президент и правительство распределяют по процедуре, которую считают неконкурентной, 6,25 - 6,67% госзакупок. Из них 44%, на 504 миллиарда рублей, осуществлено у единственных поставщиков, что на 87,3 миллиарда рублей больше, чем в 2014 году, отмечает газета.
При этом Владимир Путин, будучи председателем правительства, в конце сентября 2011 года выражал недовольство обилием единственных поставщиков при госзакупках, а нынешний премьер Дмитрий Медведев раскритиковал эту практику в марте 2016 года, заявив, что есть ситуации, когда "использование конструкции обусловливается только ведомственными интересами".
Самые крупные закупки у единственного поставщика связаны со строительством, сообщил газете представитель Минэкономразвития. Закупки у единственного поставщика по решению президента или правительства должны быть вынужденной мерой в срочных или исключительно сложных случаях, заявил он, назвав высокую долю закупок у индивидуально определенных единственных поставщиков одной из проблем, требующих немедленного решения.
29 марта стало известно, что российское правительство подготовило проект распоряжения, который даст "Роснефти" статус единственного поставщика топлива для МВД. Пока Минэкономразвития не поддержало этот проект, поскольку в некоторых регионах, где есть подразделения и организации МВД, нет розничной сети "Роснефти".
Минэкономразвития предложило правительству разработать регламент подготовки и принятия решений, требующий анализа рынка и оценки обоснованности именно закупки у единственного поставщика, рассказал представитель министерства.
Председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов заявил, что "нельзя назначать единственного поставщика на конкурентном рынке, а часто невозможно определить, в каких сегментах рынка есть конкуренция".
Председатель экспертного совета "Объединения профессиональных специалистов в области государственных, муниципальных и корпоративных закупок" Георгий Сухадольский сказал, что президент и правительство на практике распределяют большую долю заказов, при этом не доверяют выбор заказчикам на местах и берут на себя функции высокопрофессиональных заказчиков, что не соответствует их задачам и уровню принимаемых решений. Лучше выделить ответственные госзакупки в отдельную структуру, указал Сухадольский.
По информации Счетной палаты, назначенные президентом и правительством поставщики иногда не выполняют работы сами, а передают заказ на субподряд дочерним или аффилированным компаниям, и тоже на неконкурентной основе. На каждом этапе часть бюджетных средств остается у посредников. Например, по данным Счетной палаты, ОАО "Росгеология" распоряжением правительства в июне 2015 года было назначено единственным поставщиком Роснедр. С июня по сентябрь Роснедра и "Росгеология" заключили 85 госконтрактов на 14,3 млрд рублей, 98% переданы субподрядчикам, которые эти работы выполнили за 12,1 млрд рублей. Это были контракты на геологоразведку, их выполняли в основном дочерние организации в регионах. По словам представителя "Росгеологии", разница, о которой идет речь, пошла на выполнение работ собственными силами и реализацию инвестпрограммы.
Напомним, что по данным Счетной палаты России, обнародованным в марте 2016 года, в 2015 году нарушений в сфере госзакупок стало больше почти на 70%. В федеральном госзаказе обнаружено 500 нарушений на 125 млрд рублей после 276 нарушений на 39,6 млрд в 2014 году. В региональных и муниципальных госзаказах выявлено 18 тыс. нарушений на 17,5 млрд рублей. Самый распространенный тип нарушений - выдвижение заказчиком особых требований для "своего" поставщика при отборе участников.