"Я чувствую, что государственный контроль усиливается. Теперь от нас требуют использовать более мягкие формулировки в отчетах и не выражать резких мнений", - заявил газете аналитик, работающий в одной из китайских брокерских фирм.
Кроме того, участников рынка сильно взволновала история со странным исчезновением Ли Ифэй, возглавляющей китайское подразделение одного из крупнейших хедж-фондов мира - Man Group China.
В конце августа агентство Bloomberg сообщило, что китайские власти арестовали почти 200 человек за распространение слухов и сеяние паники. Среди них, как полагают, и Ли Ифэй. Однако ее муж бизнесмен Ван Чаоюн опроверг сообщение агентства, заявив, что его жена с другими финансистами находится на конфиденциальном мероприятии в пригороде Пекина, участникам которого даже запрещено включать мобильные телефоны. По окончании этого мероприятия Ли якобы решила отдохнуть и уехала в отпуск.
По крайней мере, так утверждает Чаоюн. В фонде Man Group China от комментариев отказались. По состоянию на четверг местонахождение Ли Ифэй, которая считается в Китае одной из самых влиятельных женщин в бизнесе, все еще неизвестно.
Более достоврено известно, что задержаны корреспондент финансового журнала Caijing Ван Сяолу, восемь менеджеров Citic Securities, одного из крупнейших китайских инвестбанков, и два представителя Китайской комиссии по регулированию рынка ценных бумаг (CSRC).
Крупный американский хедж-фонд с операциями в Китае, обеспокоенный настроем Пекина, решил провести дополнительный аудит своих торговых операций в стране, пишет FT со ссылкой на одного из его руководителей. По словам топ-менеджера, именно мутная история с Ли Ифэй ухудшила настроения инвесторов. "Они, что же, будут решать, что это злобные медведи обрушили рынок? Начинается новая охота на ведьм? Трудно сказать, потому что они настолько непредсказуемы", - говорит топ-менеджер. Медведи, напомним, это инвесторы, играющие на понижение.
"Китай - настолько важный рынок, что исторически инвесторы мирились с некоторой долей неопределенности. Но нынешнее сочетание волатильности и неопределенности - это уже чересчур, - заявил FT представитель одного из инвестбанков в Гонконге. - Думаю, через три года мы будем вспоминать об этом как о чем-то невероятном".
Китайские власти влили в обвалившийся фондовый рынок около 200 млрд долларов. Однако увидев, что это не слишком помогает, Пекин решил сменить стратегию борьбы с повышенной волатильностью. В частности, власти решили отказаться от масштабных покупок акций и вместо этого сфокусироваться на выявлении и наказании частных лиц и фининститутов, использующих ситуацию на рынке для спекулятивной торговли, а также противодействующих попыткам властей поддержать рынок.
Один из высокопоставленных сотрудников Комиссии по регулированию рынка ценных бумаг Лью Шуфан уже признал свою вину, его обвинили во взяточничестве, незаконном использовании служебной информации при совершении сделок и подделке официальных документов. Известно, что еще четверо высокопоставленных сотрудников биржи признали свою вину в совершении инсайдерских сделок.
По мнению правоохранителей, слухи создавались для того, чтобы "сознательно запутать людей, ввести общественность в заблуждение, создать массовую панику". "Также с помощью слухов очернялись партийные и государственные деятели", - отмечается в заявлении. Как отмечает AP, недовольные действиями Китая говорят, что кампания направлена на подавление критики правящей коммунистической партии.