Центробанк осведомлен о существующей проблеме, однако пока не в силах решить ее, поскольку все участники процесса не имеют полномочий, чтобы остановить мошенников на своем уровне.
Речь идет о модификации известной "молдавской" схемы отмывания с помощью судебных решений, рассказали источники издания. Она широко использовалась в 2010-2013 годах и позволила вывести более 20 млрд долларов. Однако теперь в ней появилось такое новое ключевое звено, как Федеральная служба судебных приставов (ФССП).
Суть схемы в том, что два юридических лица - резидент и нерезидент - договариваются о взыскании долга через третейские суды или путем заключения мировых соглашений, пишет издание. По мнению экспертов, такая схема может перекочевать в обычные суды.
Истцом выступает нерезидент, который требует погасить задолженность, а ответчик-резидент соглашается с его требованием. Суды, как правило, безоговорочно принимают решение о взыскании со счета должника и выдают исполнительный лист, с которым нерезидент на совершенно законных основаниях обращается в ФССП, которая начинает исполнительное производство.
Средства с банковского счета должника списываются на счет службы и перечисляются в пользу взыскателя на его счет в иностранном банке. Таким образом, легализация средств проходит через госструктуру - ФССП, причем включение судебных приставов делает эту схему практически неуязвимой.
Суды уже приняли решения по искам, имеющим признаки такой схемы, на сумму более 37 млрд рублей. Суммы исков варьируются от 0,4 млрд до 6 млрд рублей. В ЦБ указывают, что технически эта схема не нарушает закон, суды и ФССП действуют строго в рамках своей компетенции.
Банки, со своей стороны, формально не имеют оснований для того, чтобы расценивать операцию как подозрительную и противодействовать ее проведению, так как речь идет о судебном решении. ФССП не имеет полномочий по оценке судебных решений, а только исполняет их.
Банк России обещает опубликовать рекомендации для кредитных организаций, чтобы обеспечить противодействие схеме в рамках действующего законодательства. Другим вариантом решения проблемы может быть реализуемая сейчас реформа третейских судов.