Об этом решении объявил 3 декабря министр энергетики страны Саад аль-Кааби, передает Reuters. Оно было принято в связи с тем, что Катар, один из самых мелких производителей ОПЕК, но крупнейший в мире экспортер сжиженного природного газа, проанализировал способы повышения своей роли на международном уровне и спланировал долгосрочную стратегию, в том числе с акцентом на своей газовой промышленности.
Министр подчеркнул, что Доха, как и любой другой производитель нефти, не входящий в ОПЕК, будет и впредь выполнять все свои обязательства. Решение выйти из ОПЕК, по словам Саада аль-Кааби, исключительно стратегическое и не связано с политическим и экономическим бойкотом Катара, введенным с июня 2017 года лидером ОПЕК Саудовской Аравией и несколькими другими арабскими государствами.
Выход Катара из ОПЕК подтвердила в Twitter нефтяная госкомпания страны Qatar Petroleum.
Выход из картеля позволит Катару не сокращать свою добычу вместе с другими игроками, но решение государства едва ли окажет сильное влияние на рынок нефти - страна добывает всего 610 тысяч баррелей в сутки. Это менее 2% от общей добычи картеля, которая оценивается в 33 миллиона баррелей, отмечает Bloomberg.
Катар был членом картеля нефтедобывающих стран на протяжении 57 лет. Решение выйти из ОПЕК принято в преддверие встречи стран ОПЕК+ в Вене по соглашению о сокращении добычи нефти и после того, как на саммите "большой двадцадки", прошедшем 30 ноября - 1 декабря, президент России Владимир Путин и наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Салман договорились продлить соглашение о сокращении нефтедобычи.
На новостях о достижении договоренностей между Россией и Саудовской Аравии стоимость марки Brent выросла более чем на 4% - с 59,46 доллара за баррель 30 ноября до 62,59 доллара за баррель. Сильной реакции на новость о выходе Катара не было, отмечает The Bell.
Королевство Бахрейн, Саудовская Аравия, Египет, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Йемен, Ливия и Мальдивы объявили о разрыве дипломатических отношений с Катаром 5 июня 2017 года. Эти государства обвинили Доху в поддержке терроризма и вмешательстве в их внутренние дела. После этого против эмирата применили экономические санкции и транспортную блокаду: в частности, страны региона закрыли свое воздушное пространство для катарской авиации.