Оператор проекта Exxon Neftegaz утверждает, что, несмотря на рекомендации, будет рассматривать все возможности для продажи газа, в том числе в Китай. "Мы заинтересованы в том, чтобы продать газ как можно быстрее и как можно дороже", - цитирует "Время новостей" представителей Exxon Mobil.
По прогнозам Минпромэнерго, в регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока потребность в газе оценивается в 14,5 млрд кубометров в 2020. Но сама программа пока не принята правительством, а значит, имеет статус проекта, а не правительственной директивы оператору "Сахалина-1".
Первым с инициативой о поставках газа "Сахалина-1" исключительно в адрес российских потребителей выступил "Газпром", напоминает "Коммерсант". В конце июня зампредправления монополии Александр Ананенков заявил: "Мы считаем необходимым, чтобы газ "Сахалина-1" был продан "Газпрому", чтобы мы могли газифицировать эти субъекты и газ не пошел на экспорт".
Теперь позиция "Газпрома" обрела статус официальной позиции России. Но главное чиновники действовали в соответствии с политической волей руководства страны, которое уже не раз намекало Exxon Neftegaz на необходимость забыть про самостоятельный экспорт газа. Так, в конце прошлого года Владимир Путин на встрече с губернатором Хабаровского края Виктором Ишаевым наказал тому забыть о продлении газопровода Сахалин--Комсомольск-на-Амуре - Хабаровск (по нему сейчас идет добываемый на месторождениях "Сахалин-1" газ) до Китая.
"Сахалин-1" включает три лицензионных месторождения нефти и газа ("Чайво", "Арктун-Даги", "Одопту-Море"), разрабатываемых консорциумом инвесторов на условиях соглашения о разделе продукции. В компании-операторе американской ExxonMobil принадлежит 30%, японской SODECO - 30%, индийской ONGC и "Роснефти" - по 20%. Сейчас добывается около 1 млрд кубометров газа в год, этот газ поставляется в Хабаровский край. Проектный уровень добычи составляет 10-12 млрд кубометров в год, но договориться о продаже 8 млрд кубометров газа Exxon Neftegaz до сих пор не смогла.
По закону газ с «Сахалина-1» может быть продан в обход «Газпрома» (действующие проекты СРП не подпадают под действие закона «Об экспорте газа», закрепившего эксклюзивное право реализации за рубеж за газовым монополистом), но у государства есть масса инструментов не допустить этого. Выданные рекомендации -- один из наиболее мягких инструментов воздействия чиновников на иностранных инвесторов.