"Коммерсант" полагает, что обострение отношений между отцом и сыном Рахимовыми может вылиться в новый передел собственности в республике.
По данным издания, другой причиной сделки могут быть проблемы, связанные с приватизацией топливно-энергетического комплекса Башкирии. В апреле 2003 года, в преддверии кампании по выборам президента Башкирии, руководство БТК провело комбинацию, в итоге которой госпакеты акций "Башнефти" (63,72 %) и "Башкирэнерго" (36,7%), а также акции входящих в "Башнефтехим" уфимских НПЗ и ОАО "Башкирнефтепродукт" оказались в собственности контролируемого Рахимовым-младшим ООО "Башкирский капитал".
Главное управление МВД РФ по Приволжскому округу возбудило по этому факту уголовное дело, но башкирские суды остановили следствие. Однако, по неофициальным данным, Верховный суд РФ недавно отменил решения башкирских судов, сделав возможной реанимацию уголовного дела. Не исключено, что решение о возврате "Башнефти" и "Башкирэнерго" в госсобственность продиктовано тем, что власти республики предпочли закрыть тему сами, не дожидаясь следственных действий и судебных процессов, полагает газета.
В то же время чиновники из окружения башкирского президента подтверждают, что отношения старшего и младшего Рахимовых испортились осенью. "Отец давно пришел к выводу, что дал сыну слишком много экономической власти в республике, слишком серьезные активы, и считал, что управляет он ими неэффективно, втягивая предприятия то в один скандал, то в другой, - заявил анонимный чиновник в правительстве Башкирии. - А Урал Рахимов реализовывал свои бизнес-интересы, то и дело приходящие в противоречие с интересами Рахимова-старшего как госчиновника. Эти противоречия обострились настолько, что указ о возврате акций "Башнефти" и "Башкирэнерго" в БТК можно считать одной из мер, направленных на ослабление позиций сына".
По другой версии, Муртаза Рахимов своим решением предотвратил не согласованную с ним продажу акций башкирских предприятий, подготовленную его сыном. В "Башнефти" и "Башкирэнерго" отказываются от комментариев. Механизм возврата акций пока неизвестен: в Минимуществе республики лишь сообщили, что "для этого могут быть включены судебные механизмы", и пояснили, что "юридические возможности усиленно прорабатываются".