"Второй квартал текущего года характеризовался существенным улучшением внешних условий - повышением цен на нефть с 40-45 долларов за баррель в первом квартале до 60-65 долларов во втором, чистым притоком иностранного капитала", - цитирует отчет "Независимая газета". Аналитики отмечают также заметное, на 11%, укрепление курса рубля и снижение годовой инфляции до 12,8%.
Однако к улучшению ситуации в реальном секторе российской экономики эти события не привели - безработица продолжает расти, совокупный спрос падает, так что и промышленность, и экономика в целом продолжают "медленный спуск вниз по склону". Банковская система постепенно накапливает "плохие" долги и сокращает кредитование населения.
"Если правительство будет последовательно исполнять свою антикризисную программу, которая, впрочем, до настоящего времени не оказала какого-либо значимого влияния на динамику основных показателей, то даже при сохранении текущего уровня цен на нефть в 70 долларов за баррель мы ожидаем сокращения ВВП в 2009 году более чем на 10,5%, а в 2010 году, в случае сокращения бюджетных расходов на 1 триллион рублей, - еще на 4,3%", - отмечают эксперты.
Как пояснил директор по макроэкономическим исследованиям ГУ-ВШЭ, бывший первый зампред Центробанка Сергей Алексашенко, один из основных рисков для экономики - возможное снижение мировых цен на нефть. Другая опасность, по его словам, - фактический отказ властей от разрешения кризиса "плохих" долгов.
Алексашенко считает, что российские власти не сформировали единое представление об источниках роста экономики и методах ее стимулирования. Например, для снижения инфляции укрепляется рубль, одновременно с этим для сохранения бюджетных резервов ограничивается дефицит бюджета, но в то же время в рамках социального контракта в бюджет-2010 закладывается 40-процентный рост пенсий, говорит он.
В результате в очередной раз происходит проедание резервов, когда социальные непроизводительные расходы растут в ущерб расходам производительным, таким как инвестиции и государственные услуги. Рост выплат населению, несомненно, приведет к разогреву инфляции, что поставит под вопрос целесообразность жесткой бюджетной политики.
Сами власти в своих прогнозах пока сообщают о падении ВВП в текущем году на 8,5%, тогда как раньше речь шла о снижении на 6-8%, а в нынешнем бюджете вообще заложено его снижение лишь на 2,2%.