Один из самых быстро принятых в Швейцарии законов - Закон о реституции незаконно полученных состояний диктаторов - был выдвинут правительством Конфедерации через несколько недель после землетрясения на Гаити в январе 2010 года. А меньше чем за 11 месяцев - разработан и принят в конечном варианте. Он получил название "закон Дювалье" или "закон Бэби Дока", по прозвищу бывшего наследственного президента Гаити.
19 января Федеральный Совет уже принял срочные меры, заблокировав фонды Бен Али и Лорана Гбагбо. При этом Швейцария основывалась на 184-й статье Конституции, которая позволяет "соблюдать интересы страны". А со 2 февраля с помощью Закона о реституции Швейцария намерена изменить свои имидж "банковского сейфа диктаторов".
Закон позволит не только замораживать все средства глав иностранных государств на швейцарских банковских счетах в случае, когда количество денег на них стремительно растет, демонстрируя огромную разницу между официальной зарплатой министра или президента и его фактическими богатствами. Но еще лучше: теперь эти деньги могут быть возвращены в ту страну, откуда были изъяты, даже если их официальный владелец не станет объектом уголовных преследований у себя на родине. Министерству юстиции дается десять лет на проведение судебного процесса, а решение о конфискации подозрительных финансовых активов примет Федеральный административный суд Швейцарии.
Российский журнал "Эксперт", который тоже заинтересовался "законом Дювалье", ссылается на данные вашингтонского исследовательского центра Global Financial Integrity, который борется с коррупцией в развивающихся странах: в альпийской республике хранится более 150 миллиарда долларов бывших и действующих диктаторов. Пользуясь швейцарскими законами о неразглашении банковской тайны, сюда переводили свои миллионы такие политики, как Фердинанд Маркос, бывший президент Филиппин; Аугусто Пиночет, бывший президент Чили; Сани Абача, бывший президент Нигерии; Сесе Секо Мобуту, бывший президент Заира.
О кандидатах на применение закона о реституции уже можно более-менее точно догадаться. От Алжира до Йемена, от Египта до Иордании арабские страны сотрясаются от манифестаций и протестов, главным требованием которых становится отставка президента. Египтяне не хотят больше видеть во главе государства Хосни Мубарака, алжирцы – Абдельазиза Бутефлика, а в Аммане народ против кабинета премьер-министра Самира Рифаи. Везде в числе основных обвинений перечисляются коррупция, нелегальный оборот денег, счета в швейцарских банках.
И вот как выглядит "швейцарская пятерка" самых богатых кандидатов на применение федерального "закона Дювалье": Египет, президент Мубарак: 2,4 млрд франков; Иордания, Рифаи: 2,1 млрд франков; Алжир, Бутефлика: 766 миллионов франков; Тунис, Бен Али: по данным Швейцарского национального банка, средства экс-президента в Швейцарии достигают 430 млн франков; Кот-д’Ивуар, Гбагбо: состояние ивуарского экс-президента (393 млн франков) недавно было заморожено по распоряжению швейцарского правительства.
Однако швейцарские политологи пока не воспринимают Закон о реституции с большим энтузиазмом. Как отметил директор Базельского института управления Даниэль Телесклаф в интервью информационному агентству Swissinfo: "Швейцарские законы не помешали господину Бен Али поддерживать отношения со швейцарскими банками… МИД хочет уверить нас, что Швейцария станет "чистой" с финансовой точки зрения страной. Это не что иное, как пропаганда. В реальности этот закон хорош в конкретном случае Дювалье и негоден к использованию в дальнейшем".