Спустя четыре недели после того, как Украина заключила сделку об импорте газа через фирму Rosukrenergo, зарегистрированную в Швейцарии, малоизвестная компания стала объектом нежелательного внимания
НТВ

Спустя четыре недели после того, как Украина заключила сделку об импорте газа через фирму Rosukrenergo, зарегистрированную в Швейцарии, малоизвестная компания стала объектом нежелательного внимания. Благодаря украинской сделке компания в одночасье стала одним из крупнейших энергетических торговцев в Европе и пообещала сделать свои операции более прозрачными, пишет The New York Times.

Аналитики отмечают, что "Газпром" может транспортировать газ из Средней Азии и без посредников, получая огромные прибыли. Передача этого бизнеса иностранной компании, по оценкам, обходится российской газовой монополии, российским налогоплательщикам и украинским потребителям в сотни миллионов долларов.

Пока о Rosukrenergo известно лишь то, что половина компании принадлежит "Газпрому". Имена других владельцев, которых представляет Raiffeisen Investment, не разглашаются. Роскошные условия, которые компании в прошлом предоставлял "Газпром", тоже являются обсуждаемой темой, отмечает газета. (Полный текст на сайте InoPressa.Ru.)

Загадочность Rosukrenergo заставила парламенты России и Украины начать расследования, тем временем российские журналисты пытаются разобраться в хаосе головных компаний и филиалов в структуре собственников.

Во вторник украинские власти утвердили один из элементов соглашения, достигнутого 4 января. Антимонопольный комитет дал Rosukrenergo разрешение поставлять газ на территорию Украины через совместное предприятие с украинской национальной газовой компанией "Нафтогаз". Но судьба главного соглашения об импорте газа из России на Украину неясна, так как его критика усиливается, считает американская газета.

В прошлом месяце член совета директоров Rosukrenergo признал, что компания с трудом привыкает к новой известности после того, как она много лет играла роль закулисного посредника в газовых сделках бывшего СССР от имени неведомых международных инвесторов. "У нас есть проблемы с имиджем, – сказал член совета директоров Rosukrenergo Вольфганг Пучек. - То, что создавалось как экономический посредник, стало весьма политизированным предприятием. Поэтому мы открыты для атак со стороны всех политических сил".

В Rosukrenergo, у которой нет никаких физических активов, работает десяток сотрудников, у компании есть офис в Швейцарии. В прошлом году, по словам Пучека, она заработала 500 млн долларов без учета налогов.

Rosukrenergo возникла из структуры Eural TG, зарегистрированной в венгерской деревне, которая выросла из торговой фирмы "Итера". На прошлой неделе российская "Новая газета" сообщила, что "Итера" обеспечила красивую жизнь целому поколению московских и киевских магнатов, имеющих политические связи.

Юлия Тимошенко, бывший премьер-министр Украины, утверждает, что в их число входят нынешний заместитель директора и бывший генеральный директор "Нафтогаза". Директор избирательного штаба Тимошенко Александр Турчинов, ранее возглавлявший украинскую службу безопасности, дает понять, что главарь российской организованной преступности Семен Могилевич играет в компании заметную роль. Могилевич причастен к схеме отмывания денег в Науру. Газета "Украинская правда" приводит слова Турчинова, заявившего, что Могилевич связан с операциями компании с 2004 года.

Могилевич объявлен в розыск ФБР по подозрениям в вымогательстве, махинациях с ценными бумагами и отмывании денег, напоминает The New York Times. На сайте ФБР говорится, что Могилевич предположительно живет в Москве.

Пучек категорически отрицает, что кто-то из бенефициариев Rosukrenergo связан с преступным миром. По его словам, Rosukrenergo действует в строгом соответствии с европейским банковским законодательством. Он говорит, что знает инвесторов и что по закону их имена не обязательно вносить в реестр акций. Акции, по его словам, играют роль инструмента, который действует как валюта, а это делает любого, у кого есть акционерный сертификат, владельцем компании.

По его словам, представители его акционеров проводят собрания в Цуге, но не контролируют оперативные вопросы, касающиеся газовых поставок. "Промышленное руководство остается за "Газпромом", – сказал он. – Формальное соотношение – 50 на 50, но на практике "Газпром" является главным партнером. У Raiffeisen нет права голоса в том, что касается операций".

Однако роль компании как ширмы для анонимных инвесторов ставит "Газпром" в неловкое положение, подчеркивает NYT. Одним из способов обнародовать структуру собственников была бы продажа доли Raiffeisen "Нафтогазу". Пучек заявил, что инвесторы могут рассмотреть такую возможность, хотя украинские источники ее отвергли.