Открытие сессии прошло в отсутствие Фиделя Кастро. Несмотря на то, что сам Фидель на днях объявил согражданам, что полностью оправился от тяжелой операции, сделанной ему четыре года назад, закрепленное за старшим братом Кастро кресло в президиуме по правую руку от кресла его младшего брата красноречиво пустовало.
Распространена точка зрения, согласно которой Рауль давно бы начал скромные экономические реформы, не будь за его спиной тени старшего, якобы более догматичного, брата. На чем основаны такие расчеты, не вполне очевидно.
На протяжении всей полувековой истории кубинского режима именно Рауль Кастро считался более твердолобым марксистом, "военной косточкой" (он возглавлял Министерство обороны), близким к Москве, в то время как его старший брат периодически заигрывал с Китаем. Как бы то ни было, возникшие было надежды кубинцев на то, что с приходом Рауля Кастро к власти на острове начнется экономическая либерализация, пока не оправдываются.
Как сообщил в воскресенье сам Рауль Кастро, еще две недели назад на заседании кабинета министров Кубы было принято решение о проведении в жизнь комплекса мер с целью постепенного сокращения раздутых штатов госпредприятий (95% кубинцев являются госслужащими).
В ближайшие пять лет потерять работу могут до одного миллиона кубинских госслужащих. С учетом предполагаемого высвобождения рабочих рук имеется намерение несколько ослабить контроль за деятельностью индивидуальных частных предпринимателей, пишет газета El Pais.
Что именно может иметь в виду Рауль Кастро, пояснил журналистам перед открытием парламентской сессии министр экономики Марино Мурильо (Marino Murillo). По его словам, уже несколько государственных парикмахерских были переданы их работникам. Парикмахерам разрешили самостоятельно назначать цены на свои услуги, а взамен они будут выплачивать государству арендную плату.
Товарищ Мурильо тут же оговорился, что этот смелый эксперимент не должен расцениваться как реформа кубинской экономики, хотя признал, что руководство страны в настоящее время изучает пути модификации действующей экономической модели. Он также заверил, что власти не намерены отказываться от централизованного планирования, отмечает The Wall Street Journal.
Издание увязывает намеки на некое символическое ослабление госконтроля с началом освобождения группы политзаключенных, договоренность о котором была достигнута при посредничестве католической церкви. Пока что из 52 узников совести, которые должны быть отпущены, из-за решетки вышли 20 человек, всех их вывезли в Испанию.