Эксперты ИЭПП провели анализ политической и экономической независимости центробанков бывших соцстран, изучив их законодательства. Самые автономные нацбанки - у стран Восточной Европы и Балтии, самые зависимые - у Узбекистана, Украины и Белоруссии.
Из 16 максимальных баллов самую высокую оценку получили центробанки Венгрии и Боснии и Герцеговины (15 баллов), минимум - Белоруссия (6). Россия, набрав 11 баллов, оказалась посередине наравне с Казахстаном, Туркменией и Румынией.
Политическая независимость определялась по таким критериям, как, например, порядок назначения руководства ЦБ и согласование денежной политики с правительством; экономическая - по самостоятельности в процентной политике, условиям выдачи кредита правительству, отсутствию ответственности за банковский надзор (чтобы не отвлекать ЦБ от денежно-кредитной политики и тем самым не снижать его независимость).
Критерии отражают лишь формальную степень свободы ЦБ, не учитывая фактическую, подчеркивает соавтор исследования Павел Трунин: сопоставимый со странами Балтии уровень независимости ЦБ Киргизии и Таджикистана неубедителен. Независимые нацбанки способны противостоять давлению правительства и в развитых странах это работает, а в развивающихся не факт, даже если соответствующие законы приняты, говорит Трунин: "Разница - в институтах".
Но даже юридическая независимость ЦБ России от правительства за последние 10 лет снизилась, указывает Трунин, как в кадровой и хозяйственной деятельности, так и в денежно-кредитной политике. Так, до 2002 году у Национального банковского совета была только экспертная функция, а большинство его членов назначались парламентом. Сейчас совет имеет право влиять на решения ЦБ и более чем наполовину состоит из назначенцев правительства и президента (включая председателя ЦБ).
"Центробанк в любом случае обязан сотрудничать с государством, потому что он регулятор", - удивился постановке вопроса один из высокопоставленных сотрудников ЦБ. "Не нужно подменять умение договариваться подчиненностью", - парирует директор по макроэкономическим исследованиям ВШЭ, бывший первый зампред ЦБ Сергей Алексашенко. ЦБ стал абсолютно зависим от правительства, уверен он: невозможно самостоятельно принимать решения по ставкам, резервным требованиям и другим вопросам.
Независимость нацбанков позволяет противостоять популизму властей, рассуждает Евгений Гавриленков из "Тройки диалог", но в кризис регуляторы отходят от своей догмы - так, ЕЦБ провел интервенции на рынке госдолга Греции, Испании, Италии. Влияние правительства России на решения ЦБ об операциях на валютном рынке, ставках, кредитовании банков может способствовать стабилизации попавшей в кризис экономики, но ненадолго, говорится в исследовании ИЭПП. Рост зависимости ЦБ препятствует снижению инфляции, которая до сих пор выше, чем в странах с сопоставимым уровнем развития.