Однако она бывает в большинстве банков перед банкротством. Средства, взысканные через суд с граждан, АСВ частично возвращает им же в качестве страховки по вкладам (до 1,4 млн рублей).
Например, АСВ подало более 150 исков об оспаривании предбанкротных сделок "Военно-промышленного банка" (ВПБ), из них около 50 требований было заявлено к вкладчикам-физлицам. Иски поданы АСВ спустя год и более после снятия гражданами средств.
Сын одного из вкладчиков ВПБ, с которого сейчас требуют возврата денег, рассказал газете, что агентство оспаривает все операции, которые были совершены примерно за месяц до прихода в банк АСВ. Суд удовлетворил иск АСВ, сославшись на наличие у банка картотеки.
При этом мотивы снятия средств на решения суда не влияют, а АСВ не требуются доказательства недобросовестности граждан.
Источник, близкий к АСВ, рассказал "Коммерсанту", что ранее агентство крайне редко подавало подобные иски даже в случае наличия картотеки, только при очень крупных суммах или снятии вкладов через безналичный перевод. При наличии денег в кассе картотека не мешает банку выдавать вклады из наличных средств, таких ограничений в законодательстве нет. "Так что в принципе, даже если есть картотека, вкладчик может получить средства, не зная о ней," - поясняет источник.
В АСВ полагают, что после признания сделки недействительной гражданин должен вернуть банку денежные средства, при этом обязательства банка перед кредитором восстанавливаются, то есть он на возвращенную сумму становится вновь кредитором по договору банковского вклада.
На сумму до 1,4 млн рублей вкладчик может получить страховое возмещение, при превышении необходимо встать в реестр кредиторов, при этом возврат остатка не гарантирован. Однако сначала средства АСВ нужно вернуть. Такая практика вызывает социальную напряженность и ведет к неоправданному росту судебных издержек АСВ, отмечают эксперты, с которыми пообщалось издание.