Как пишет "Коммерсант", Шматко попытается убедить энергокомиссара вернуться к тем договоренностям, которые были достигнуты ранее. В мае, когда "Газпром" представил Еврокомиссии проект газопровода South Stream в надежде вывести его из-под норм Третьего энергопакета (предусматривающих свободный доступ третьих лиц к газопроводу), Сергей Шматко лично обещал, что к осени ЕС подпишет с Россией межправительственное соглашение об особом статусе проекта газопровода South Stream - российской альтернативы "Южному коридору".
Министр дал гарантии "первым лицам государства", рассказали источники издания, поэтому "то, что межправительственное соглашение до сих пор не подписано, вызывает в Кремле недоумение".
Основное беспокойство у Москвы вызывает активное лоббирование ЕС проекта "Южный коридор". Один из чиновников говорит: "Все настолько серьезно, что я опасаюсь, как бы в результате возле туркменских и турецких границ не начались совместные российско-иранские военные учения".
Россия хочет заблокировать проект строительства Транскаспийского газопровода по дну Каспия из Туркмении в Турцию и далее в Европу.
Будет ли Москва участвовать в качестве ответной уступки в одном из проектов "Южного коридора", пока не известно ничего. Первым объединить South Stream и Nabucco предложил еще Паоло Скарони, глава итальянской ENI, которая вместе с "Газпромом" была одним из идеологов проекта. Но эта идея не только не получила поддержки в "Газпроме", но и отчасти стала причиной конфликта монополии со Скарони.
Тем временем поставщиком газа в ЕС согласился стать Азербайджан: в конце октября он подписал соглашение с Турцией о готовности строить газопровод в Европу мощностью 16-17 млрд кубометров газа в год, ресурсной базой для которого будет вторая очередь Шах-Дениза.
США также призывают Европу к контролю в том или ином виде над украинской газотранспортной системой (ГТС). Теперь, когда "Газпром" получил в собственность 100% "Белтрансгаза", Европе, как заявили накануне в Госдепе США, следует обратить внимание на модернизацию ГТС Украины, через которую и идет основной поток экспорта российского газа в ЕС (95,4 млрд кубометров, или две трети в 2010 году).