В Самаре фигурантом уголовного дела стал юрист, более четырех лет преподававший в местных вузах по поддельным дипломам кандидата и доктора юридических наук, передает ИТАР-ТАСС со ссылкой на пресс-службу областной прокуратуры.
По версии следствия, мужчина, имея диплом о высшем юридическом образовании, в 2003-2004 годах приобрел поддельные дипломы кандидата и доктора юридических наук. С июля 2003 года по сентябрь 2007 года он трудоустроился в 7 местных вузов, где получал должностные оклады доцента и профессора, а также выплаты за занимаемую должность и наличие ученой степени. Общая сумма полученных им средств превысила 1 млн рублей.
Сам задержанный своей вины не признал. Следственным органам юрист пояснил, что поддельные дипломы кандидата и доктора юридических наук приобрел лишь для повышения своего престижа среди других преподавателей.
Возбуждено уголовное дело. Мужчина обвиняется по статьям 33 и 327 (пособничество в подделке официального документа), а также по статье 159 (мошенничество в особо крупном размере) УК РФ.
Дело федерального судьи-лжеюриста
За последние месяцы это уже не первый скандальный случай, когда юриста обвиняют в подделке документов об образовании. Например, летом в Адыгее стало известно о еще более вопиющем обмане, когда федеральный судья оказался аферистом, сделавшим карьеру благодаря диплому несуществующего "Ростовского-на-Дону университета".
По данным завершенного следствия, бывший федеральный судья Кошехабльского районного суда Каплан Борсов использовал при трудоустройстве подложный документ.
Еще в 1995 году будущий федеральный судья купил поддельный диплом о высшем юридическом образовании. Его он и предъявил при трудоустройстве на должность мирового судьи.
В документе указывалось, что Каплан Борсов закончил "Ростовский-на-Дону государственный университет". "Однако вуза с таким названием не существует, а расположенное в Ростове-на-Дону учебное заведение называется "Ростовский государственный университет", - пояснили в Генпрокуратуре. Позднее этим же поддельным дипломом Борсов успешно воспользовался и при назначении на должность федерального судьи Кошехабльского районного суда Республики Адыгея.
Но, когда в 2007 году обвиняемый подал документы для назначения на должность федерального судьи без ограничения срока полномочий, выяснилось, что федеральный судья не имеет высшего юридического образования, а представленный им диплом является поддельным.
В связи с этим Борсова уволили с судейской должности, а материалы проверки были переданы в следственные органы.
Подлог помогает "выбиться в люди", считают россияне
По данным опроса, проведенного три года назад, подавляющее большинство россиян уверены в сравнительной доступности поддельных дипломов. 76% опрошенных говорят, что сделать это легко, и только 5% - что сложно (среди москвичей - 91% и 1% соответственно).
Кроме того, почти четверть опрошенных (23%) утверждали, что знают людей, которые покупали дипломы.
Отвечая на вопрос, для каких целей люди могут покупать поддельные дипломы о высшем образовании, 49% респондентов заявили, что диплом о высшем образовании покупают из практических соображений - ради возможности получить хорошую, престижную, высокооплачиваемую работу, сделать карьеру или вообще устроиться в жизни, "выбиться в люди".
Значительно реже респонденты усматривали причину покупки дипломов в стремлении к самоутверждению, повышению собственного символического статуса ("блеснуть, что у них есть высшее образование", "для имиджа" - 8%). По мнению других, покупают диплом те, у кого нет желания или способностей учиться (12%) либо нет возможности посвятить учебе должное время (2%). Еще 3% считает, что покупка диплома может оказаться дешевле, чем оплата реального обучения.
Как показывают результаты опроса, россияне склонны считать, что поддельные дипломы о высшем образовании помогают их обладателям устроиться в жизни, добиться успеха - эту точку зрения разделяют 61% опрошенных. При этом социологи отмечают, что чаще других об этом говорят представители наиболее ресурсных групп населения - с высшим образованием, доходом выше среднего, жители мегаполисов. Доля считающих, что на самом деле поддельный диплом ничем не помогает, втрое меньше - 20%.
Хотя практика покупки дипломов о высшем образовании порицается большинством опрошенных, велика и доля тех, кто относится к подобной практике снисходительно: 58% участников опроса выражали осуждение тем, кто покупает поддельные дипломы, но 36% - заявили, что "безразлично, без осуждения" относятся к таким людям.
Чем моложе участники опроса, тем чаще они демонстрируют снисходительное отношение к такой практике. Если среди представителей старшего поколения "безразлично, без осуждения" относятся к покупателям поддельных дипломов 19% опрошенных, а среди тех, кому от 36 до 54 лет, - 33%, то среди более молодых - уже абсолютное большинство (52%). Мнение о том, что при определенных обстоятельствах покупка диплома о высшем образовании допустима, разделяют 11% пожилых опрошенных, 22% респондентов среднего возраста и 35% молодых участников опроса.
Опрос населения проводился в декабре 2005 года в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России среди 1500 респондентов.