Напомним, взрыв прогремел днем 28 августа 2017 года на Армавирской улице вблизи ТЦ "Южный полюс" в Уфе. "В поврежденной автомашине обнаружен мужчина с множественными ранами в области нижних конечностей", - сообщили в республиканском управлении СК РФ.
Взрывом была повреждена машина Kia Rio. "Следствие предполагает, что покушение на убийство потерпевшего совершено из-за личных или бытовых отношений", - добавили в ведомстве.
По словам очевидцев, взрывное устройство, вероятно, было заложено под водительским сиденьем. Пострадавшему оторвало стопы и икры.
Уголовное дело возбудили по ч. 3 ст. 30 и п. "е" ч. 2 ст. 105 ("Покушение на убийство, совершенное общеопасным способом") и ч. 1 ст. 222 ("Незаконный оборот оружия, его основных частей, боеприпасов") УК РФ. Расследование ведут наиболее опытные следователи.
По данным ProUfu, от взрыва пострадал Сергей Кожевников, бывший оперативник отдела по борьбе с организованной преступностью, но в МВД Башкирии эти сведения не подтвердили. После увольнения из внутренних органов Кожевников работал помощником адвоката.
Между тем в 2013 году "Коммерсант" писал, что в Башкирии полицейский по имени Сергей Сергеевич Кожевников пытал четырех жителей Уфы Гарника Мкртчяна, Руслана Галеева, Александра Сидоренко и Руслана Хаматханова. Пытавший граждан оперативник всегда представлялся Сергеем, Сергеем Сергеевичем, Гестапо или СС.
По словам Мкртчяна, обратившегося за помощью к правозащитникам 1 ноября 2012 года, он был задержан полицейскими 31 мая того же года на одном из перекрестков в Уфе. К мужчине подошли трое сотрудников МВД и потребовали предъявить документы, а затем доставили на ближайший полицейский пост. Там Мкртчяна досмотрели, но ничего запрещенного не нашли.
Пытки в здании республиканского МВД
Уже после того, как Мкртчян вышел на улицу, к нему подошли три человека. Они неожиданно заломили ему руки за спину и посадили в автомобиль BMW. В машине на Гарника надели наручники, и он был доставлен в Советский РОВД Уфы, а оттуда - в здание МВД Башкирии, располагающееся по адресу улица Калинина, 55а.
Там Мкртчяна завели в один из кабинетов на первом этаже, где сотрудник полиции Кожевников (он же Гестапо или СС) велел ему сесть на пол и скрестить ноги. Полицейский заломил мужчине руки за спину и надел наручники, достал из сумки трос и перевязал им ноги и руки. Затем Гестапо достал из сумки динамо-машину - генератор постоянного тока, сделанный из старого армейского телефона - и потребовал оговорить своего друга.
Подсоединив провода к телу Гарника, оперативник начал крутить телефон. Молодой человек почувствовал сильные удары током, после этого сотрудник полиции ударил Мкртчяна несколько раз ногой в область паха и наступил ему на голову. В довершение экзекуций полицейский начал угрожать Гарнику сексуальным насилием, достал половой член и пообещал провести им по губам задержанного или помочиться на него (согласно тюремным понятиям, после такого "ритуала" человек попадает в группу "опущенных" - низшую страту в криминальной иерархии).
Утром Мкртчяна отвели в кабинет на второй этаж, где он стоял в углу и его периодически били сотрудники полиции, сообщал Комитет по предотвращению пыток. Затем его увезли в Советский РОВД. Там его посадили в камеру вместе с его товарищем Галеевым, которого тоже задержали сотрудники полиции. Галеев рассказал Мкртчяну, что полицейские избили и его тоже. Активно в этом участвовал все тот же Кожевников.
Не выдержав издевательств, Мкртчян согласился подписать показания о хранении наркотиков.
Отметим, что друга Мкртчяна Руслана Галеева стражи порядка пытали противогазом и той же динамо-машиной, провода которой присоединяли к паху. Он рассказывал правозащитникам из Комитета по предотвращению пыток, что таким образом Кожевников выбивал из него признание в совершении разбойного нападения. Чтобы задержанный был сговорчивей, ему также подкинули гашиш.
"Будешь жаловаться - пострадают друзья"
2 июня 2012 года около 02:00 за Мкртчяном и Галеевым приехали сотрудники полиции и увезли их обратно в управление по борьбе с организованной преступностью. Гарника завели в кабинет на первом этаже, а Галеева пристегнули наручниками к ограждению на лестничной площадке. Кожевников снова приказал молодому человеку сесть на пол, связал ему ноги тросом и, протянув трос к рукам, связал и руки. После чего он снова достал свою импровизированную динамо-машину и продолжил пытку током.
Около 11:00 Мкртчяна повезли в Советский РОВД к следователю. В коридоре к нему подошел сотрудник Управления по борьбе с организованной преступностью Мамедов и, не стесняясь адвоката задержанного, начал угрожать: "Если ты будешь жаловаться по поводу избиения и подкидывания наркотиков, пострадают твои близкие друзья!"
Несмотря на это, Мкртчян написал заявление в Следственный комитет, и в начале июля 2012 года по фактам применения насилия к Мкртчяну было возбуждено уголовное дело. Оказавшись на свободе, Гарник также поехал в травмпункт, где у него зафиксировали ушибы головы, ссадины на запястьях и ягодицах.
Два других случая похожи на истории Мкртчяна и Галеева: пытки током, автомобильный трос и противогаз для выбивания нужных показаний и подписание "правильного" документа. В истории Руслана Хаматханова есть лишь одна дополнительная деталь - его пытки закончились на моменте, когда ему в задний проход пытались засунуть ножку от теннисного столика в презервативе. В больнице у него диагностировали гематомы и смещение позвонков, которое в итоге привело к грыже.
Ни один из этих инцидентов не был должным образом расследован, хотя правозащитники жаловались на "башкирского гестаповца" даже председателю СК РФ Александру Бастрыкину. Факты пыток в ходе внутренних проверок не подтверждались, уголовные дела закрывались "за отсутствием состава преступления".
Однако в 2012 году, после жалобы Мкртчяна, Сергея Кожевникова уволили "по отрицательным основаниям". Год он судился, чтобы вернуться на службу, и добился своего. Однако Кожевникову запретили занимать должности оперативно-начальствующего состава. В 2013 году он работал участковым в населенном пункте Алкино Чишминского района Башкирии.