По решению суда российский военнослужащий проведет за решеткой 12 лет, передает Русская служба BBC.
Суд проходил в закрытом режиме. Как пояснил источник, близкий к следствию, в уголовном деле содержится информация личного характера, касающаяся обвиняемого и его 22-летней жертвы Шоиры Джобировой. Поэтому репортеров не пустили в зал заседаний.
Как следует из материалов дела, Шоира Джобирова была убита 5 ноября 2015 года. В тот день в вечернее время она поехала на такси к воротам российской военной базы вместе с четырьмя военными. Одним из спутников девушки был Иван Щербаков. По словам водителя, в пути Шоира не проронила ни слова, как будто была сильно напугана или чем-то встревожена.
Джобирову пропустили на территорию военного объекта, при этом она назвалась на КПП женой Щербакова. В общежитии между Шоирой и офицером вспыхнула ссора. По версии следователей, потерпевшая работала в одном из ночных клубов Душанбе и нередко оказывала клиентам заведения интимные услуги. Пройдя в общежитие, Джобирова якобы попросила Щербакова сразу передать ей плату за оказание сексуальных услуг. Однако у военного денег не оказалось.
После словесной перепалки Щербаков забил Шоиру насмерть.
Выдвигалась также версия о том, что российского офицера и девушку легкого поведения связывали более прочные отношения. По крайней мере, Щербаков якобы ревновал ее и вечером 5 ноября обвинил в неверности.
Первоначально российского офицера обвиняли также в изнасиловании погибшей. Но, как заключила судмедэкспертиза, между Щербаковым и Джобировой в ночь убийства не было интимной связи.
Труп женщины Щербакову удалось вынести с территории, на которой действовал особый режим безопасности. Останки Джобировой обнаружили в мусорном контейнере недалеко от российской военной базы. Как установили судмедэксперты, у погибшей женщины была сломана челюсть, на затылке сохранились следы избиений, "под глазами черные пятна, а одна нога сильно вывихнута".
11 ноября тело погибшей передали родственникам. Расследованием резонансного преступления, способного вызвать международный скандал, занялись представители командования 201-й базы совместно с российскими и таджикскими правоохранительными органами.
Офицеру Ивану Щербакову инкриминировали ч. 1 ст. 105 УК РФ ("Убийство"). Мужчина полностью признал свою вину. При этом он сказал, что плохо помнит детали случившегося, так как был пьян. В ходе экспертизы было установлено, что потерпевшая находилась в состоянии наркотического опьянения, и поэтому не смогла позвать на помощь или оказать сопротивление избивавшему ее русскому офицеру.
Судебный процесс проходил на территории российской военной базы в Душанбе.
Обременительная "дружба народов"
За последние годы российские офицеры, охраняющие границы Таджикистана, неоднократно попадали в криминальную хронику за совершение тяжких преступлений. В конце августа 2015 года военнослужащие 201-й РВБ Ильдар Сахапов и Федор Басимов были осуждены на 13 и 17 лет колонии строгого режима соответственно за убийство местного таксиста. При этом отбывать наказание их отправили в Россию.
В 2009 году за аналогичное преступление были задержаны бойцы 201-й РВБ Вячеслав Чернов и Дмитрий Кучма.
Согласно межправительственному соглашению о статусе военнослужащих РВБ в Таджикистане все уголовные обвинения в их адрес расследуются следственными органами РФ.
201-я РВБ в Таджикистане - крупнейший военный сухопутный объект России за ее пределами. База насчитывает около шести тысяч военнослужащих, расквартированных в гарнизонах на окраинах городов Душанбе, Курган-Тюбе и Куляб. Согласно подписанному в октябре 2012 года соглашению 201-я РВБ остается в Таджикистане как минимум до 2042 года.
Резонансные преступления с участием российских военнослужащих случались и в других постсоветских республиках, где имеются военные базы РФ. В начале 2015 года российский солдат Валерий Пермяков, сбежавший с военной базы в армянском городе Гюмри, расстрелял семью местных жителей из семи человек, включая детей.
Присутствие российских военных вызывает недовольство у жителей Таджикистана. В частности, население приграничного с Афганистаном Шуробадского района Хатлонской области было недовольно тренировками иностранных солдат на военном полигоне "Момирак".
По словам местных жителей, во время учений они не могли выходить из дома: автоматные пули долетали до домов. А за последние пять лет из-за стрельб сгорело почти 1000 га зерновых и погибли десятки голов скота. Причем ни таджикские власти, ни руководство российской военной базы не компенсировали этого материального ущерба.
К настоящему времени российские военные выведены с полигона.