Объектом задержания может быть все что угодно. Например, накануне оперативники заметили подозрительную "Волгу" - при подробном ознакомлении с ее содержимым оказалось, что автомобиль забит канистрами с бензином. Как правило, легковые машины осуществляют прикрытие большегрузных фур, загруженных контрабандой. Таможенники говорят, что случайных машин в замерзшей степи на границе с Казахстаном почти нет. Те, кто отправляется сюда зимой, - либо контрабандисты, либо охотники.
Зачастую водители успевают вернуться в Казахстан, и тогда российские таможенники сделать ничего не могут. В другом случае хозяева машин, заслышав гул вертолета, на всякий случай прячутся в лесополосе. Так было, например, с грузовиком, груженным контрабандным пивом. По данным пресс-службы Уральского таможенного управления, экономический эффект декабрьской операции около 2,5 млн. рублей.
Представители таможни говорят о том, что граница должна быть не разделяющим рубежом, а объединяющим. Она должна быть открытой для законопослушных участников внешнеэкономической деятельности, для развития межрегиональных связей и общения граждан при одновременном гарантировании ее безопасности.
Помимо патрулирования степных дорог, в акцию по пресечению контрабанды входила и проверка поездов и электричек. В электричках везут всякую мелочь, типа водки или мяса. В поездах - в основном китайский ширпотреб: одежду, обувь. Был случай, когда пассажирка провозила в плацкартном вагоне две тонны ручной клади, при норме 50 кг.
Протяженность уральского участка российско-казахстанской границы полторы тысячи километров. Расстояние между постами не меньше ста километров. Остальная граница открыта. Уследить за этой территорией просто невозможно. Поэтому время от времени таможенники и проводят такие широкомасштабные операции.