Приговор по столь курьезному делу вынесен Куйбышевским районным судом Северной столицы.
По данным расследования, 35-летняя злоумышленница действовала из романтических побуждений. В личных интересах Антонова изготовила подложное постановление о выдаче ей 38-летнего заключенного Михаила Берюкова, который содержался в СИЗО-4 (так называемая "Лебедевка"). В качестве причины передачи заключенного следователю в документе была указана необходимость проведения с ним следственных действий.
При подготовке этой бумаги майор милиции Антонова подделала подпись начальника УВД по Фрунзенскому району Петербурга о согласии на этапирование обвиняемого в Новгородскую область.
24 февраля 2009 года следователь-"важняк" ввела в заблуждение сотрудников милиции, которые конвоировали Берюкова, и дала им указание освободить подследственного. Затем на своем автомобиле отвезла его на снятую квартиру. В течение недели рецидивист свободно передвигался по городу, а также приобретал и употреблял наркотики.
1 марта в связи с отказом Берюкова возвращаться в следственный изолятор, Антонова, воспользовавшись его алкогольным опьянением, обратилась к сотрудникам милиции с просьбой задержать преступника. Стражам порядка она заявила, что подследственный сбежал во время следственных действий. Конвоиры снова водворили Берюкова в изолятор, но вскоре раскрылись подлинные обстоятельства дела. В результате 5 марта 2009 года Антонова была уволена из органов МВД РФ.
Яну Антонову обвинили в превышении должностных полномочий и служебном подлоге.
Побег из-за пыток и любви
Как ранее сообщалось, с роковым мужчиной Михаилом Берюковым женщина-следователь познакомилась давно. А потом она неожиданно и случайно столкнулась с ним в следственном изоляторе №4. Между ними завязались отношения, поначалу выраженные sms-перепиской. Через некоторое время Яна даже добилась того, что вошла в следственную группу по делу Берюкова, который подозревался в мошенничествах и разбоях. При этом ранее мужчина был неоднократно судим за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе за убийство.
В текстовых посланиях Берюков жаловался Антоновой на "прессовку" со стороны сотрудников изолятора и утверждал, что тюремщики над ним издевались. Возможно, именно это заставило женщину выйти за рамки закона, чтобы спасти арестанта.
Однако ситуация с освобождением рецидивиста практически сразу вышла из-под контроля. Как заявила на суде Светлана Антонова, мать подсудимой, уже по пути из СИЗО Берюков вышел из машины и исчез, хотя Яна хотела отвезти его в больницу, чтобы зафиксировать побои, полученные в тюрьме.
На свободе же Берюков прежде всего начал употреблять наркотики и быстро попал в НИИ гриппа, где ему устроили детоксикацию организма. Лечение же оплатила Яна, потратив 14 тысяч рублей. Поняв, что совладать с ретивым любовником, дорвавшемся до "воли" она не сможет, женщина сдала его обратно в милицию, но вскоре это привело к ее разоблачению.
Добавим, что Михаил Берюков позднее был осужден на 10 лет лишения свободы и теперь отбывает наказание в мурманской колонии строгого режима.
Между тем опасения Яны Антоновой относительно пыток, которым якобы подвергался в СИЗО Берюков, имели под собой основания. Недавно был осужден бывший замначальника ГУФСИН по Петербургу и области Александр Довгополый, который курировал следственные изоляторы и лично не брезговал оказывать физическое давление на заключенных. Таким образом, Берюкова действительно могли избивать в изоляторе. Стоит ли удивляться в таком случае, что влюбленная женщина пыталась его спасти всеми правдами и неправдами.
Этой же версии придерживается и адвокат Берюкова Марина Юсупова. "В СИЗО-4 на Берюкова действительно оказывалось давление, он длительное время находился в карцере, хотя в настоящее время известно, что официально Берюков был наказан лишь дважды за все время нахождения в условиях следственных изоляторов (в 2008, 2009 году), - сказала Марина Юсупова. - Это подтвердили сотрудники учреждения ИЗ 47/4, допрошенные в судебном заседании по делу, слушание которого проходит в Куйбышевском районном суде Петербурга".
Сотрудники так же знали о том, что каждый день их учреждение посещал Довгополый, и посещения были связаны с Берюковым, добавила адвокат.
"Я могу пояснить от себя, что в тот период времени, когда Берюков был постоянным клиентом ШИЗО, я часто посещала ИЗ 47/4 с тем, что бы хотя бы в дневное время исключить "общение" Берюкова с Довгополым, - поясняла Марина Юсупова. - Состояние Берюкова было не очень хорошим, однако все заявления об оказании ему медпомощи бесследно исчезали".
Через некоторое время защита Берюкова все-таки добилась того, что заявление было подписано и разрешена медпередача, однако до бюро бумага так и не дошла.
"Угрозы Довгополова были открыты и подкреплялись делом, так как на руках Берюкова были видны следы от наручников, но никого невозможно было дозваться с тем, чтобы зафиксировать это, - говорила Марина Юсупова. - После выезда на очередное судебное заседание в город Всеволожск в суде было подано ходатайство об изменении учреждения для дальнейшего нахождения, так как любые документы, поданные в спецчасть, не доходили до адресата".
Даже в суде судья Тогункова отказала в удовлетворении ходатайства. Берюков продолжал находиться в ШИЗО, а буквально через полторы-две недели Антонова "выкрала" арестанта, фактически организовав ему побег.
"Я думаю, что Яна Геннадьевна Антонова знала о давлении на Берюкова и предпринимала какие-то меры, теперь понятно какие", - заключила адвокат Марина Юсупова.
"Тюремный роман" стал сюжетом фильма
Похожая история однажды уже происходила в Северной столице. В мае 1991 года следователь Наталья Воронцова пронесла пистолет в камеру своему возлюбленному, рецидивисту Сергею Мадуеву по кличке Червонец.
Пытаясь сбежать из следственного изолятора "Кресты", преступник ранил охранника, но был задержан. Суд приговорил Воронцову к семи годам колонии, а Мадуева к расстрелу, однако впоследствии он был заменен на пожизненное заключение.
Впрочем, сама Воронцова отрицала то, что ее соблазнил Мадуев, который пользовался поддержкой одной из влиятельных чеченских группировок. По словам женщины, организованный ею побег стал формой протеста против необъективной работы следственной группы, писала в свое время газета "Коммерсант".
А через два года на экраны вышел фильм "Тюремный романс", основанный на этих реальных событиях. Следователя, которая влюбилась в уголовника и помогала ему устроить побег, сыграла знаменитая актриса Марина Неелова, а роль зека исполнил покойный ныне Александр Абдулов.