В Белоруссии отменена казнь по делу об убийстве студентки, которой нанесли 102 ножевых раны за употребление "фени"
gp.by / Наталья Пригодич
Коллегия по уголовным делам Верховного суда Белоруссии направила на новое рассмотрение уголовное дело о зверском убийстве учащейся вуза Натальи Емельянчиковой. Ранее суд приговорил к казни предполагаемого убийцу, нанесшего жертве свыше сотни ранений. Мотивом расправы стало использование потерпевшей тюремной "фени" (воровского жаргона).

В убийстве студентки признан виновным 25-летний житель Гомеля Александр Грунов. Гомельский областной суд приговорил его к расстрелу на основании п.6 ч.2 ст.139 (убийство) УК Белоруссии, пишет "БДГ".

Однако высшая инстанция белорусской Фемиды согласилась с доводами защиты. 18 октября на заседании Верховного суда адвокат осужденного Сергей Краснов обратил внимание суда на ряд процессуальных нарушений.

В частности, в отношении его подзащитного был нарушены принципы презумпции невиновности и состязательности судебного процесса. Краснов также отметил противоречия в выводах экспертов, проводивших психолого-психиатрическое исследование состояния здоровья Грунова.

Кроме того, когда приговор судебной коллегии Гомельского областного суда еще не вступил в законную силу, Грунов уже содержался в одиночной камере для смертников и носил соответствующую робу.

По словам Сергея Краснова, уголовное законодательство Белоруссии предусматривает, кроме смертной казни, лишение свободы на различные сроки, вплоть до пожизненного заключения.

В настоящий момент Белоруссия - единственная страна Европы, в которой применяется смертная казнь.

Убийство "по понятиям"

Как следует из материалов дела, Наталья Емельянчикова была убита в ночь на 20 сентября 2012 года на Чечерской улице в Гомеле. Студентка ГГУ имени Франциска Скорины возвращалась домой, но в нескольких шагах от подъезда ее ждал убийца. Девушка в тот момент разговаривала по телефону и лишь успела спросить у перегородившего ей дорогу злоумышленника, что ему надо. В ответ мужчина стал молча наносить удары ножом в лицо, шею и руки жертвы. Потом судмедэксперты насчитали на теле потерпевшей 102 колото-резаных раны.

Александр Грунов был задержан сотрудниками МВД уже через 16 часов. Его доставили в ОВД Центрального района Гомеля, где он сразу же написал явку с повинной, писала ранее газета "Гомельская правда".

Со слов подследственного, Наталью Емельянчикову он впервые увидел за три месяца до расправы. Тогда Александр и его гражданская жена Марина отдыхали в беседке в компании друзей. Мимо проходила потерпевшая и ее брат Виктор Емельянчиков, с которым Грунов был знаком прежде.

Емельянчиковы присоединились к молодежной компании из восьми человек, которые распивали спиртное. Затем между Мариной и Наташей разгорелась ссора. Студентка просила девушку не петь песню, которая бередит душевные раны ее брата после расставания со своей возлюбленной. Когда же Александр Грунов стал защищать супругу, Наталья "обозвала его обидным словом".

Белорусская пресса не уточняет, какое конкретно ругательство произнесла потерпевшая. Однако известно, что в среде заключенных оно считается самым страшным оскорблением.

Между тем Александр Грунов недавно вернулся из мест лишения свободы, где отбывал наказание за совершение особо тяжкого преступления: в 2005 году он убил сожителя своей матери, за что был приговорен к восьми годам лишения свободы. Однако в 2011 году отцеубийцу амнистировали.

Со слов Виктора Емельянчикова, дававшего показания в суде, на следующий день после инцидента он объяснил сестре "тюремный" смысл ее высказываний и попросил никогда не бросаться такими словами. Однако примириться с Александром Емельянчиковы не пытались.

По словам уголовника Грунова, о нанесенной ему обиде он не забывал, но убийство было совершено спонтанно. В тот день он случайно увидел Наталью в городском автобусе, где она ехала со своей подружкой. Ничего не сказав гражданской жене Марине и знакомому Георгию, с которыми он ехал в том же автобусе, Грунов выскочил на остановке раньше Натальи и побежал дворами к ее дому с намерением убить обидчицу.

После убийства Грунов пришел домой и выстирал свою одежду. Затем он пошел на прогулку с Мариной и Георгием, во время которой выбросил в озеро орудие убийства.

После задержания Грунов выгораживал свою супругу, но потом поменял показания и обвинил Марину в пособничестве и подстрекательстве к убийству. По словам Александра, именно жена выбрасывала нож и стирала кровь с дверной ручки, стирала майку и промывала тазики, в которых отмачивали одежду со следами крови убитой девушки.

Однако Марина назвала эти показания ложью. По словам девушки, Александр решил оговорить ее после свидания 8 мая 2013 года. Тогда Марина предложила ему расстаться.

"Если бы не клетка, я бы тебя сейчас порвал. Если ты меня бросишь, я сделаю все, чтобы тебе было плохо", - сказал Александр Грунов.

Марина и раньше побаивалась своего мужа и неоднократно жаловалась в милицию на избиения с его стороны. Мстительный характер может толкнуть Грунова на новые преступления. "Если я выйду, а я выйду, всем отдам свое", - говорил Александр, находясь в заключении.