Ход проверки контролируется лично руководителем следственного управления по Саратовской области генерал-лейтенантом юстиции Николаем Никитиным. "В связи с публикацией в ряде СМИ материалов о применении сотрудниками полиции к Тополеву пыток, ход доследственной проверки взят под личный контроль руководителем следственного управления по Саратовской области", - отмечают в СУСК.
По результатам проверки будет принято решение о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела, сообщает РИА "Новости" со ссылкой на СУСК по региону.
В следственный отдел поступило обращение гражданина Тополева Андрея, который обвинил сотрудников уголовного розыска в применении к нему "физического насилия в целях склонения к признанию им вины в совершении особо тяжкого преступления". "После рассмотрения доводов обращения следственным отделом по городу Балаково было принято решение о проведении доследственной проверки", - говорится в сообщении.
29 ноября сотрудники полиции пригласили Тополева в отдел. Узнав, что жена задержанного ранее состояла в браке с их коллегой Анатолием Агаповым, они связались с последним по телефону. "После этого меня стали допрашивать с пристрастием, обвиняя, что я покалечил двоих людей. Все сотрудники, находившиеся в кабинете, вели перекрестный допрос и принудительно заставляли сознаться в совершении неизвестного мне преступления и пойти на сделку со следствием. Говорили, что придется продать и квартиру, и машину, чтобы дело замять", - сообщил Тополев. После отказа дать признательные показания его начали пытать током.
"Полицейские по фамилии Кривасов и Лопаточкин заломали мне руки за спину и перемотали скотчем, затем сбили меня с ног, положили на пол лицом вниз, при этом одев мне на голову непрозрачный пакет, ограничив мне обзор и доступ воздуха. Рот заткнули какой-то тряпкой, сняли с меня ботинки, засунули электроды в носки к пяткам, передавили мне ноги спинкой стула, на который кто-то сел, тело прижали к полу и стали пытать меня током, то повышая, то понижая напряжение. От боли я несколько раз терял сознание. Мне давали отдышаться на несколько секунд, затем все продолжалось вновь. Полицейский Кривасов твердил мне, что это система, а систему невозможно сломать и изменить. В истязаниях и пытках принимали участие: некий Расул, Кривасов Виктор, Олег, Лопаточкин, Денис Викторович, Абжалимов (младший), Зубов (или Зудов) и другие сотрудники, которых я не знаю по именам, но опознаю каждого", - говорится в заявлении Тополева, которое цитирует "Коммерсант".
После этого визита в полицию Тополева госпитализировали в районную больницу, где поставили диагноз "гипертонический криз", зафиксировали глубокие ушибы, травмы груди и лица.
Сейчас Тополев находится под стражей в изоляторе временного содержания и проходит в качестве обвиняемого в нанесении тяжких телесных повреждений, повлекших по неосторожности смерть человека (ч. 4 ст. 111 УКРФ).
Но несмотря на вмешательство следственного управления, правозащитники уже заявили, что их проверка ничем не закончится и полицейские, скорее всего, не понесут никакого наказания. "Такие проверки обычно проходят формально, а не со всей тщательностью. Сотрудники УСБ в первую очередь ориентированы на борьбу со взяточничеством, а корректное обращение с задержанными не является для них приоритетом", - считает глава центра защиты заключенных "Твое право" Виктор Синаюк, прогнозируя, что дело закончится весьма неблагоприятно для задержанного.
О пытках в полиции Саратовской области уже издана книга
Отметим, что в этом месяце в Москве состоялась презентация доклада, подготовленного Национальным исследовательским институтом проблем коррупции, под названием "Пытки в Саратове. Белая книга: 2009-2013 гг.".
Авторы работы приводят истории десятков саратовцев которые подверглись пыткам в отделах правоохранительных органов области, сообщает саратовское издание "Общественное мнение".
"Погоня за раскрываемостью и высокими показателями в отчетах, мотивированная продвижением по службе, оборачивается грубейшим нарушением конституционных прав и свобод граждан, гарантированных в том числе международными соглашениями, подписанными Россией, причинением серьезного вреда здоровью людей и созданием угрозы для их жизни. Изощренные и бесчеловечные пытки током как способ получения или фальсификации доказательств и одновременно как способ сокрытия преступной деятельности сотрудников полиции не только создают условия для вынесения неправосудных и ошибочных приговоров, но и способствуют дискредитации полиции в глазах населения", - говорится в докладе, в котором приведены конкретные факты пыток.
К примеру, история журналистов Николая Лыкова и Сергея Петунина. "Саратовские журналисты Лыков и Петунин были избиты прикладами автоматов сотрудниками ОМОНа за попытку вести съемку операции силовиков в клубе "Каньон" летом 2009 года. К журналистам также применяли электрошокер и избивали ногами. В ответ на обращение саратовского отделения Союза журналистов России прокуратура Саратовской области провела проверку, на основании которой было отказано в возбуждении уголовного дела в отношении полицейских", - отмечают авторы исследования.
Упоминается и история заключенного Артема Сотникова, скончавшегося после пыток в ИК N13, избиение и пытки инкассаторов энгельсского филиала "Почты России" (пятеро полицейских получили от 3 до 4,5 лет лишения свободы), избиение и сожжение гражданина Армении, который отказался давать признательные показания по преступлению, которого не совершал (трое оперативников получили 20, 21 и 23 года колонии строго режима).
Отдельное внимание в исследовании уделено личности и биографии главы областного ГУ МВД генерала Сергея Аренина. Как пишет "СаратовБизнесКонсалтинг", еще в 2011 году депутаты Госдумы от фракции КПРФ Тамара Плетнева, Андрей Андреев и Алексей Корниенко обратились к тогдашнему главе государства Дмитрию Медведеву с просьбой проверить факты незаконных методов ведения допроса, практикуемых в ГУВД по данному региону. Однако с тех пор ситуация в области не изменилась.
"Анализ изложенной информации свидетельствует о серьезности ситуации, сложившейся в Саратовской области и необходимости немедленного вмешательства в эту ситуацию с целью пресечения незаконных действий сотрудников оперативных подразделений полиции, ставших возможными при покровительстве и попустительстве руководства ГУ МВД России по Саратовской области", - делают вывод исследователи.
Доклад НИИ проблем коррупции направлен главам МВД, СКР, Генпрокуратуры РФ и Администрации президента.