До своего разоблачения суперинтендант полиции Эйрик Енсен был живой легендой и считался непримиримым борцом с организованной преступностью. Суд назначил ему максимально строгое наказание в виде 21 года лишения свободы, пишет Euronews. Бывший чиновник силового ведомства признан виновным в получении взяток в особо крупном размере и пособничестве наркоторговцам, которые с его помощью ввезли в страну почти 14 тонн гашиша в период с 2004-го по 2013 год, передает BBC.
Суд также вынес приговор норвежскому наркобарону Йермунду Каппелену, на которого больше 10 лет работал Енсен. Преступник, пошедший на сделку со следствием и давший показания против своего бывшего партнера по бизнесу, получил 15 лет тюрьмы. Наркоторговца также обязали выплатить 825 миллионов крон (больше 105 миллионов долларов по текущему курсу), чтобы покрыть ущерб, который он нанес государству своей деятельностью.
В ходе судебного процесса, растянувшегося более чем на полтора года, 60-летний Енсен так и не признал своей вины и намерен подать апелляцию на решение судей. Экс-полицейский утверждает, что сотрудничал с наркобароном как с информатором, не представляя себе истинных масштабов его бизнеса. Он также отрицает, что получил от Каппелена более двух миллионов крон (больше 256 тысяч долларов) в качестве взяток.
Енсен общался с наркобароном посредством SMS-переписки, в ходе которой отправил сотни зашифрованных сообщений с информацией о работе полиции и таможни. По версии следствия и суда, за покровительство организаторам контрабанды наркотиков Енсен получил взятки на общую сумму не меньше 667 800 крон (больше 85 тысяч долларов).
Кроме того, наркобарон отремонтировал ванную комнату в доме Енсена. Стоимость ремонта оценивается в 200 тысяч крон (больше 25 тысяч долларов). Сам подследственный утверждал, что нанял для ремонта мастера, которому заплатил 120 тысяч крон. Однако найти этого работника, который загадочным образом "исчез", следствию не удалось.
В 2009 году Енсену были подарены часы Tag Heuer стоимостью 17 тысяч крон. Их полицейскому вручил лично наркобарон Каппелен.
Разоблачить "оборотня в погонах" удалось только в 2014 году. После этого он был арестован, сообщает VG.
Когда был схвачен наркобарон Каппелен, в его доме при обыске было найдено два миллиона крон наличными, а еще 3,4 миллиона крон находились в арендованной им машине. Также подозреваемый владел двумя автомобилями BMW стоимостью три миллиона крон, часами стоимостью свыше 2,5 миллиона крон, ювелирными изделиями на 1,3 миллиона крон и сумкой стоимостью 800 тысяч крон.
Судья Ким Хегер назвал преступления Енсена беспрецедентными. "Енсен активно и сознательно способствовал хорошо организованной и масштабной контрабанде гашиша", - добавил представитель Фемиды.
Оглашение приговора по резонансному делу заняло четыре часа. Оно транслировалось в прямом эфире Норвежской государственной телерадиокомпанией. Эксперты говорят об исключительно сильном ударе, который скандал вокруг Енсена нанес репутации норвежской полиции. Согласно оценкам международной организации Transparency International, уровень коррупции в скандинавском королевстве, в том числе и в правоохранительных органах, один из самых низких в мире. Норвегия занимает шестую строчку рейтинга, уступая лишь нескольким другим европейским странам (Дании, Финляндии, Швеции, Швейцарии), а также Новой Зеландии.
В упрек полицейскому руководству Осло ставят то, что на давно ходившие слухи о связях Енсена с наркомафией и его специфических методах работы долго не обращали внимания. Газетные обозреватели задаются вопросами о том, мог ли случай с Енсеном быть единичным и насколько в действительности распространена коррупция среди норвежских полицейских чиновников, сообщает ТАСС.
Добавим, что Финляндию, которая входит в тройку лидеров по искоренению коррупции, в прошлом году тоже потряс аналогичный коррупционный скандал. Тогда приговор зачитали бывшему начальнику отдела полиции Хельсинки по борьбе с наркоторговлей. Стража порядка уличили в контрабанде наркотиков, фабрикации доказательств, нарушении дисциплины и других преступлениях. Подсудимого приговорили к 10 годам тюрьмы. На приговор была подана апелляция.