В отношении 39-летнего главврача Егора Самохвалова возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 109 УК РФ ("Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей"). Эскулапу грозит трехлетний срок лишения свободы. "Проводятся следственные действия, направленные на установление всех обстоятельств произошедшего", - сообщает официальный сайт республиканского управления СК РФ.
По предварительным данным, младенец Дамир Гумеров был привезен из Болгара в Спасскую больницу 12 июля. У мальчика была температура выше 37 градусов. Женщина-педиатр осмотрела ребенка и поставила диагноз "стоматит". Она велела обрабатывать полость рта соком каланхоэ, но предупредила: если через два дня улучшения не будет, надо прийти к ней снова, пишет "Вечерняя Казань".
"У нас неделю назад средняя дочь переболела стоматитом, - рассказал отец младенца Надир Гумеров. - Жена все сделала, как велела врач".
13 июля мальчик чувствовал себя хорошо, и его даже выносили на прогулку. Утром 14 июля Дамир с аппетитом съел манную кашу и выпил компот. Но уже в девять часов утра у него опять поднялась температура. Мать дала ребенку "нурофен", но ребенок на глазах слабел.
Испуганные родители вызвали скорую помощь. Врач послушала ребенка, измерила температуру, осмотрела рот и сказала: "Хрипов нет, температура 36,6".
Никаких уколов женщина не сделала и направлений не дала. Когда скорая уехала, младенец совсем обессилел, ни на что не реагировал и даже не плакал. Тогда родители позвонили участковому педиатру и спросили, что делать. Доктор предположила, что у ребенка обезвоживание, позвала к себе на прием.
Надир привез сына к врачу. Увидев его, доктор сказала: "Что вы с ним делали? Он у вас такой, как будто вы его димедролом накормили или чем-то напоили". Мальчика направили в детское отделение ЦРБ, куда он прибыл в 13:20.
Врачи сказали, что ребенок обезвожен, но медсестры не смогли найти у него вены, чтобы поставить капельницу. "Вызывали сестер из реанимации и гинекологии, они тоже не смогли найти. Все ручки, ножки сыну искололи, - говорит Надир. - Тогда они начали поить ребенка раствором "регидрон". Сами дали ему пять бутылочек, потом мы еще поили его этим раствором в палате. Всего он десять бутылочек выпил".
Один за другим приходили разные врачи, осматривали ребенка, постоянно звонили в Казань, консультировались. "Что Казань говорила, то и делали. Хирург так прямо нам и сказал, мол, никак не поймем, что с ребенком, - ни хрипов, ни кашля", - вспоминает Надир.
В 18:00 главврач дал команду переводить ребенка в реанимацию. К тому времени его диагноз выглядел так: "аспирационная пневмония, синдром Мендельсона, отек легких, дыхательная недостаточность III степени".
Перед смертью Дамира его тело сильно распухло
Родственникам Дамира велели ждать приезда реанимобиля из Казани. Но выяснилось, что машина по пути заблудилась. Надиру пришлось встречать реанимобиль, чтобы проводить шофера до больницы.
В реанимации малышу поставили катетер и влили в него "несколько тюбиков глюкозы и энергетиков", пишет kznlive.ru со ссылкой на семью погибшего. "Мы предупреждали их, чтоб ни в коем случае не ставили антибиотики, так как у него аллергия, - рассказывает тетя Дамира Ксения Пикулькина. - Ребенок практически уже не реагировал на окружающих. После врачи еще влили через трубку 220 миллилитров молочка в него. Для чего это было сделано - мы не поняли".
По словам Надира, из разговоров медиков он понял, что у его сына дважды останавливалось сердце. В 22:30 реанимобиль был уже у дверей больницы, но вышедшая из него девушка-медик еще 20 минут разговаривала по телефону, прежде чем начать действовать. Потом она "пыталась вытащить из салона какой-то медицинский аппарат", но он "то ли застрял, то ли привинчен был", утверждает Надир.
В итоге его двоюродный брат нашел где-то пассатижи, помог открутить этот аппарат и поднять наверх в отделение.
По словам Ксении, "под самый конец тельце малыша распухло и увеличилось чуть ли не в два раза". Малыш впал в кому, и тогда главный врач Егор Самохвалов "опустился на колени и стал молиться, потому что уже ничего не мог предпринять по спасению малыша", добавила родственница погибшего.
После молитвы главврача все медики покинули реанимационную и "разбежались как тараканы, молча", заявил Надир. "Я зашел, а там лежал мой сын с двумя торчащими из тела трубками и уже не подавал признаков жизни", - сказал он.
Потом родственников пригласил к себе в кабинет главврач Егор Самохвалов. Он сказал, что ребенок умер от аспирационной пневмонии. "Какая пневмония, когда у нас был стоматит? Слов сочувствия мы не услышали", - говорит Надир.
"Следствие полагает, что смерть ребенка наступила в результате ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей медицинскими работниками", - говорится в пресс-релизе СК РФ.
Надир Гумеров утверждает, что у его маленького сына, как и у одной из старших дочек, была аллергия на лекарства. В частности, на антибиотик "цефазолин", о чем врачи Спасской ЦРБ якобы были предупреждены матерью ребенка.
"Мы не знаем, что они кололи ему в реанимации, - сказал Надир Гумеров. - Мы никого не виним, но хотим выяснить, от чего умер наш единственный сын. Он родился здоровым, все прививки были сделаны".
Интересы семьи будут защищать сотрудники правозащитной организации "Акцент". Ее руководитель Булат Мухамеджанов считает, что врачи могли применить лекарства, которые вызвали аллергическую реакцию.
Минздрав Татарстана начал ведомственную проверку в связи со случившемся. В Болгар выехала комиссия во главе с главным педиатром республики.
Министр здравоохранения Адель Вафин взял под особый контроль случай в Спасском районе. "В настоящее время проводятся гистологические, химикотоксикологические и вирусологические исследования для определения причин смерти", - добавили в пресс-службе ведомства.
Добавим, что обвиняемый в халатности врач Егор Самохвалов считается настоящим профессионалом. В 2012 году он спас от смерти пассажира лайнера, летевшего из Москвы на египетский курорт Шарм-эль-Шейх. 66-летний турист подавился блином, после чего ему оказал экстренную помощь Егор Самохвалов, который также летел на отдых.
В течение 20 минут врач делал пенсионеру искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Мужчину удалось вывести из комы и восстановить сердцебиение.