Новгородское следственное управление при областной прокуратуре отказало в возбуждении уголовного дела в связи с похищением Алисы Федоровой, на чем настаивали родственники пропавшего ребенка, передает РИА "Новости" со ссылкой на источник в следственном ведомстве.
"По мнению Следственного управления, похищения ребенка не было", - пояснили в следствии.
Официальный комментарий принятого в следственном управлении решения ожидается во вторник.
Реакция на произошедшее отца Алисы - Павла Федорова, который 28 июля обратился в Следственное облуправление с заявлением о похищении девочки, также пока не известна. Отметим также, что Федоров является бывшим мужем Антонины Федоровой, которая и обвиняется в попытке убить дочь Алису.
Главный свидетель - 11-летний мальчик
Трагедия, ставшая предметом скандального судебного разбирательства, произошла 26 февраля 2007 года в доме №26 по улице Космонавтов в Великом Новгороде.
Находившаяся на третьем этаже здания Алиса Федорова, которой к моменту происшествия было два года семь месяцев, рухнула в лестничный пролёт. Ребенок пролетел около девяти метров и упал на каменный пол, получив травмы головы и тела средней тяжести.
Девочка отделалась легким сотрясением мозга, небольшой травмой челюсти и четырьмя выбитыми молочными зубами. В дальнейшем новгородские медики вылечили пострадавшую.
Очевидцем произошедшего стал 11-летний подросток, который и выступил главным свидетелем обвинения, рассказав как "одна девочка толкнула другую", писал ежедневный журнал Ej.ru. По версии следствия, девочку в лестничный пролет скинула 21-летняя мать: таким образом женщина якобы хотела инсценировать несчастный случай.
В апреле текущего года Антонине Федоровой (Мартыновой) было предъявлено обвинение по статье 105, часть 2, пункт "в", через статью 30, часть 3, УК РФ (покушение на убийство лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии).
Эта статья предусматривает наказания в виде лишения свободы на сроки от восьми до 20 лет, либо пожизненное заключение.
Дело было передано в областной суд 14 апреля 2008 года. По ходатайству гособвинения суд проходит в закрытом режиме.
24 июля коллегия присяжных заседателей Новгородского облсуда признала Федорову виновной и не заслуживающей снисхождения. Сама подсудимая настаивает на том, что с ее дочерью произошел несчастный случай.
28 и 29 июля Федорова не явилась на процесс. Первый раз ее адвокаты объяснили неявку болезнью, однако на второй день суд вынес решение о ее розыске и аресте. Рассмотрение дела было приостановлено.
В это же время бывший муж Федоровой написал заявление в прокуратуру о том, что его дочь якобы была похищена. 7 августа Антонина Федорова была объявлена в региональный, а 18 августа - в федеральный розыск.
Эксперты обвинили суд в предвзятости
C самого начала внимание к делу Федоровой проявили пользователи интернета. Муж подсудимой Кирилл Мартынов, известный в ЖЖ под ником hvil, в своем дневнике начал активную кампанию в поддержку супруги.
Впоследствии в “Живом журнале” даже было создано сообщество блоггеров под названием "Новгородское дело", где освещались все перипетии следствия.
Сама Антонина Федорова также рассказывала о происходящем в своем дневнике и даже обращалась к интернет-общественности. Основной упор в кампании поддержки был сделан на отстранение следователя, ведшего дело.
Вынесенный присяжными обвинительный вердикт вызвал волну возмущения в интернете. Были слова обвинения в адрес некомпетентных судей и якобы подкупленных присяжных заседателей. Многие использовали сообщество "Новгородское дело", чтобы посочувствовать матери и хоть как-то ее ободрить.
Более того, благодаря широкой интернет-кампании обвиняемая обрела поддержку и во властных кругах. Один из членов Общественной палаты считает, что решение суда грубо нарушает права дочери подсудимой. "Под видом защиты прав ребенка лишили семьи. И это трагедия, причем тотальная трагедия", - заявил руководитель рабочей группы Общественной палаты по защите прав детей Олег Зыков. Он отметил, что для него важнее понять, как устроится судьба дочери Федоровой в случае обвинительного решения.
Эксперт считает произошедшее с ребенком несчастным случаем, но подчеркивает, что это только его личное мнение, и он его "никому не навязывает". По мнению Зыкова, должного исследования вопроса виновности Федоровой проведено не было.
По словам члена Общественной палаты, суд "сделал все, чтобы перед присяжными представить информацию исключительно обвинительного толка". Зыков обратил внимание на то, что ему и еще нескольким экспертам не дали выступить на процессе от стороны защиты, когда они специально приезжали в Великий Новгород на заседание. Он полагает, что суд "не был заинтересован в объективном рассмотрении вопроса", так как на заседании была представлена только сторона обвинения.