В результате инцидента, произошедшего 15 лет назад, погибли восемь человек, в том числе малолетняя девочка. Российская Фемида смогла осудить подозреваемых лишь с третьей попытки. В ходе одного из разбирательств обвиняемого оправдали из-за взятки, полученной присяжным, утверждает официальный сайт Генпрокуратуры РФ.
По результатам нового судебного разбирательства каждому из подсудимых назначено наказание в виде 24 лет и шести месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Суд установил, что Ханиев, Штурба и Ибрагимов 19 августа 2001 года совершили акт терроризма - взрыв на территории Кировского рынка в Астрахани. В результате подрыва бомбы погибли восемь человек, а еще пятеро посетителей и торговцев получили тяжелые ранения. Общее число пострадавших - более 40 человек.
Согласно первоначальной версии, заказчиком преступления 15-летней давности был бизнесмен Магомед Исаков, участвовавший в борьбе за передел сфер влияния. Ханиев и Ибрагимов стали исполнителями взрыва, а изготовил бомбу Александр Штурба.
На процессе в Астраханском областном суде присяжные заседатели сочли, что следствию не удалось доказать причастность обвиняемых к преступлениям. В ноябре 2003 года трое подсудимых были оправданы и освобождены из-под стражи в зале суда.
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда РФ на основании внесенного гособвинителями кассационного представления в феврале 2004 года отменила этот оправдательный приговор. Но коллегия присяжных Астраханского облсуда в декабре 2005 года вновь оправдала фигурантов. Это решение было опротестовано прокуратурой. Гособвинение настаивало, что при рассмотрении дела нарушались требования Уголовно-процессуального кодекса, в частности адвокаты предпринимали недопустимые методы воздействия на присяжных. Но Верховный суд России доводы прокуратуры не убедили, и оправдательный приговор по делу о взрыве на рынке был оставлен в силе.
Спустя несколько лет следователям удалось найти основания для очередного пересмотра уголовного дела. Расследуя другое дело, возбужденное в отношении Магомеда Исакова, его супруги Айшат и зятя, сыщики установили, что в 2010 году обвиняемые, не дожидаясь госрегистрации договора купли-продажи кафе, приехали к собственникам заведения и, угрожая расправой, потребовали освободить помещение. Так и не получив права собственности на заведение, они стали получать с него доходы.
Более того, зять вместе с Магомедом Исаковым при законных хозяевах кафе вывез со двора их дома стройматериалы на сумму более 300 тысяч рублей. В ходе расследования этого дела и вскрылись интересные подробности оправдательного вердикта по делу о взрыве на "толкучке". Исакова в 2005 году передала видеодвойку присяжной, которая входила в состав коллегии Астраханского областного суда. Именно та коллегия и рассматривала дело о взрыве.
Получивший взятку присяжный заседатель убедил других членов коллегии в невиновности Магомеда Исакова и, как итог, в декабре 2005 года был вынесен вердикт о его невиновности. После чего Исакова передала присяжной еще 12 тысяч рублей.
В августе 2011 года Трусовским судом Айшат Исакова была осуждена за дачу взятки одному из присяжных заседателей. Также женщина признана виновной в самоуправстве с угрозой применения насилия. С Айшат Исаковой на скамье подсудимых оказался гражданский муж ее дочери, которого осудили за то же самоуправство и грабеж группой лиц в крупном размере по делу о кафе, сообщал ранее официальный сайт областного управления СК РФ.
Сам Магомед Исаков, проходивший фигурантом тоже по этому делу, в 2010 году был арестован и 10 августа скончался в больничной палате СИЗО-1 от болезни сердца. По совокупности преступлений суд назначил Айшат Исаковой семь лет лишения свободы в колонии общего режима, ее сообщнику - четыре года и 10 месяцев в аналогичных условиях. Дело в отношении Магомеда Исакова было прекращено в связи с его смертью.
К настоящему времени осуждена и бывший присяжный заседатель - 56-летняя Татьяна Царегородцева, подкупленная Исаковыми. 10 июня 2013 года Трусовский районный суд приговорил Царегородцеву к пяти годам колонии общего режима.
Кстати, на момент исполнения гражданского долга в суде Царегородцева была безработной, но после вынесения оправдательного вердикта она стала домработницей в хозяйстве Исаковых.
В суде женщина говорила, что получила деньги не в качестве взятки, а в "благодарность за участие в судебном процессе в принципе". А видеодвойку Исаковы, по словам Татьяны, просто "забыли" у нее дома.
"Ввиду вновь открывшихся обстоятельств" прокуратура добилась пересмотра и уголовного дела о взрыве, по которому проходили его исполнители. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда РФ отменила состоявшиеся по делу судебные решения и направила его на новое судебное разбирательство в ином составе суда со стадии предварительного слушания.
В итоге Ханиева, Штурбу и Ибрагимова признали виновными по п. "а" ч. 2 ст. 205 ("Терроризм, совершенный группой лиц"). Кроме того, Ибрагимову инкриминировали п. "а, е, з" ч. 2 ст. 105 ("Убийство более двух лиц общеопасным способом") и п. "б" ч. 3 ст. 111 ("Причинение тяжкого вреда здоровью в отношении более двух лиц"). А Ханиеву и Штурбе инкриминировали "Оказание пособничества в совершении этих преступлений".