Киллер по прозвищу Хорек из разгромленной преступной группировки Белоруссии "погорел" на поддельном паспорте, сообщает "Слобода" со ссылкой на пресс-службу УВД по Тульской области. Задержали беглого преступника на одной из баз отдыха в Алексинском районе Тульской области, где он скрывался от белорусского правосудия.
В результате рядовой паспортной проверки выяснилось, что документ у постояльца санатория фальшивый, так как фотография в нем была переклеена. Под личностью москвича скрывался преступник-иностранец. Отдыхающего проверили по всем базам МВД России и международного розыска, в результате чего было выяснено, что этот мужчина уже пять лет числится в розыске за особо тяжкие преступления, совершенные на территории Белоруссии.
Сейчас Хорек содержится в одиночной камере Тульского следственного изолятора. При этом в милиции подчеркнули, что помещать к нему соседей опасно в силу дерзкого поведения и вспыльчивого характера подозреваемого. Решается вопрос о его экстрадиции в Республику Беларусь.
Примечательно, что это уже второй белорусский киллер, задержанный в Тульской области этим летом.
В банду входили милиционеры вплоть до полковника МВД
Задержанный наемный убийца Хорек входил в так называемую "морозовскую" или Гомельскую преступную группировку, которая орудовала в Белоруссии еще в конце 1990-х годов. 1 декабря 2006 года Верховный суд Республики приговорил трех наиболее активных членов банды - Сергея Морозова, Валерия Горбатого и Игоря Данченко - к расстрелу.
Морозов был признан виновным в создании банды, руководстве ею, участии в разбойных нападениях с целью получения финансовой выгоды, незаконном хранении оружия, боеприпасов и взрывчатых средств, создании и руководстве преступной организацией, вымогательстве, хищении, мошенничестве, уклонении от уплаты таможенных платежей, подделке официальных документов, разбойном нападении, подстрекательстве к даче взятки, покушении на умышленное убийство двух и более человек особо опасным способом, а также в умышленном убийстве двух и более человек. В итоге главаря приговорили в общей сложности к 103,5 годам лишения свободы, а также к высшей мере наказания в виде смертной казни через расстрел.
Горбатый и Данченко также признаны виновными в покушениях на убийство двух и более лиц, в убийствах двух и более лиц особо опасным способом, в незаконном хранении оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. Оба приговорены к исключительной мере наказания в виде смертной казни через расстрел с конфискацией имущества.
Еще 41 бандит получил от 2 до 20 лет лишения свободы. Их признали виновными в совершении серии умышленных убийств, покушений на совершение умышленных убийств, нападений в составе банды и других преступлений.
Некто Александр Красновский был приговорен к двум годам ограничения свободы за незаконные действия с огнестрельным оружием. Двое из осужденных в соответствии с приговором суда подвергнуты принудительному лечению от алкоголизма по месту отбывания наказания.
Пятеро осужденных, являвшихся ранее сотрудниками милиции, лишены специальных званий от полковника до старшего сержанта милиции. Кроме того, с осужденных будут взысканы моральные и материальные ущербы в пользу потерпевших граждан.
Нескольких гангстеров, в том числе непосредственного исполнителя убийств - киллера Хорька, объявили тогда в розыск.
Между тем, в Главном управлении по борьбе с организованной преступностью и коррупцией МВД РБ сообщили, что задержанный в Туле гражданин Белоруссии обвиняется в убийстве на территории страны трех человек, а в международном розыске преступник числится последние шесть лет.
"Задержанный находился в межгосударственном розыске за особо тяжкие преступления шесть лет, - приводит комментарий МВД РБ "Интерфакс". - В Белоруссии он обвиняется в совершении убийства трех человек. Теперь мы ожидаем его экстрадиции из России".
Как правило, этот процесс затягивается на шесть - восемь месяцев, отметили в белорусском МВД.
Морозова расстреляли тайно
Вынесенные членам "морозовской" группировки смертные приговоры были приведены в исполнение еще на рубеже 2007 - 2008 годов. Однако точных дат казни никто не знает, поскольку власти предпочитают наказывать преступников тайно.
О том, что человек уже мертв, его родным сообщают извещением из загса. Вдова Игоря Данченко получила его в конце января 2008 года, писала ранее газета "Комсомольская правда". Казнили ее мужа, вероятно, двумя неделями раньше.
По информации правозащитной организации Amnesty International, вдова Сергея Морозова узнала о казни случайно. Она обратилась за разрешением навестить мужа, и ей порекомендовали связаться с судьями. Когда она позвонила в Верховный суд, то и узнала про смерть мужа и приведение приговора в исполнение.
По белорусским законам ни осужденным, ни родственникам не говорят дату смерти. Родным не выдают ни тела, ни личных вещей покойных, а также не говорят, где захоронены их близкие. По информации правозащитников, тела хоронят на кладбище, но землю выравнивают и покрывают дерном. В итоге мать одного из казненных похоронила вещи сына и поставила там памятник, чтобы ей было куда приходить.
Подобная практика привела к серьезному международному скандалу. Комитет по правам человека ООН принял решение по делам двух белорусов, которые назывались "Бондаренко против Белоруссии" и "Ляшкевич против Белоруссии".
"Матерям этих парней с опозданием сообщили об их смерти, не выдали даже личных вещей, - рассказывал белорусский правозащитник Валентин Стефанович. - Такие действия властей признаны наказанием для родственников осужденного, названы "бесчеловечным обращением" и приравнены к пыткам. Что бы ни совершил человек, не должны страдать его родные".
По данным организации Amnesty International, в истории независимой Белоруссии казнено уже около 400 человек. Реальное число убитых считается государственной тайной.
"В Беларуси смертная казнь - это сплошные тайны, - продолжает правозащитник Валентин Стефанович. - Неизвестно ни число казненных, ни даже количество помилованных! Еще один открытый вопрос - о судебных ошибках".
Например, еще в конце 1980-х годов при советской власти было нашумевшее дело Михасевича, витебского маньяка. По нему были осуждены 12 человек, а один невиновный был расстрелян.
В Белоруссии казнь происходит следующим образом: заключенному завязывают глаза, ставят на колени и стреляют в затылок. Однако по закону, принятому в 1994 году, женщин к смертной казни не приговаривают.
Так называемую высшую меру наказания (ВМН) в Белоруссии отменяли уже трижды: в 1917 году, в 1920 году и в 1947 году. Однако всякий раз ее восстанавливали "для борьбы с особо опасными преступлениями", которыми оказывались даже операции с валютой, взятки и фарцовка (спекуляция).
В 1996 году на всенародном референдуме граждане Белоруссии проголосовали за сохранение смертной казни. Однако юристы обращают внимание на то, что тогда ей просто не было альтернативы: максимальное заключение было 15 лет, а пожизненного не было вовсе.
В 2004 году Конституционный суд Белоруссии решил, что смертная казнь не соответствует Основному закону и может быть отменена президентом или парламентом. Тем не менее, пока она продолжает действовать.