По данным ФСНП, сегодня вокруг "Магнитки" созданы 39 компаний-посредников, за которыми стоит руководство комбината.
Съемки НТВ
В конце ноября прошлого года Федеральная служба налоговой полиции возбудила несколько уголовных дел в отношении руководителей крупных российских металлургических предприятий. Одним из них стал Магнитогорский металлургический комбинат. Налоговые полицейские предъявили тогда комбинату следующие претензии: занижение сумм налогообложения, перевод прибыли в посреднические структуры и задержка с выплатой налогов. По данным ФСНП, сегодня вокруг "Магнитки" созданы 39 компаний-посредников, за которыми стоит руководство комбината.

Анонимные авторы недавно появившегося в Интернете сайта "Магнитный коготь" считают, что посреднические фирмы, которыми оброс комбинат, позволяют искусственно занижать цену на экспортную продукцию предприятия. А разница между реальной ценой и ценой, указанной в контракте "оседает в кошельках участников выгодной концессии". Ранее следственное управление налоговой полиции уже проверяло деятельность Магнитогорского комбината, а точнее, компании "TEK and TRANZIT AG", занимавшейся перевозками грузов "Магнитки".

Сам генеральный директор комбината Виктор Рашников уверен, что внимание правоохранительных органов к его предприятию ничем не оправдывается. В интервью НТВ он заявил: "Я считаю, что органы Федеральной налоговой полиции должны изменить свое отношение к нам. Действий заказного характера в дальнейшем не должно быть, потому что комбинат этого не заслуживает. А люди, которые ведут такую работу, должны быть убраны из этих органов".

Виктору Рашникову уже не раз приходилось сталкиваться с сотрудниками правоохранительных органов. Авторы сайта "Магнитный коготь" утверждают, что Рашникову после приватизации "Магнитки" якобы удалось приобрести все акции, находившиеся у работников предприятия. Авторы сайта считают, что основной задачей для Рашникова, стремящегося к единоличному контролю над предприятием, стало приобретение 30-процентного пакета акций, принадлежавших финансово-промышленной группе "Магнитогорская сталь".

Ведущий аналитик фонда экономической и социально-политической экспертизы Алексей Басков, подробно изучавший работу Магнитогорского комбината, считает, что этот пакет акций играет ключевую роль в вопросе управления предприятием: "эти 30% позволяют принимать решения, вводить своих людей в Совет директоров, и по сути играют роль контрольного пакета". Как рассказывает Алексей Басков, в свое время генеральный директор настаивал на получении комбинатом кредита от Европейского банка реконструкции и развития. А в качестве залога Виктор Рашников предлагал тот самый 30-процентный пакет акций, принадлежавший "Магнитогорской стали". После продажи главой "Магнитогорской стали" Шариповым этих ценных бумаг про кредит все сразу забыли.

Корреспондент программы НТВ "Криминал" связался по телефону с Управлением ФСНП по Челябинской области и попытался выяснить, на каком этапе сейчас находится проверка Магнитогорского комбината. Представитель налоговой полиции сообщил, что "проведенная в конце 2000 года проверка показала, что у комбината есть задолженность по уплате налогов. Но состава преступления в действиях руководителей не установлено, поэтому мы отказали в возбуждении уголовного дела. Сумма долга была возмещена в бюджет. В данный момент к ММК у нас нет претензий".

Корреспондент НТВ отмечает, что если правоохранительные органы продолжат проверку "Магнитки", то им, видимо, придется проверить и работу "КУБанка" (на кредитные карточки которого начисляются зарплаты рабочим комбината и одним из учредителей которого является Виктор Рашников), а также нескольких оффшорных фирм, принадлежащих генеральному директору металлургического гиганта.