Во вторник Верховный суд РФ подтвердил приговор жителю Ставропольского края, который получил 23 года исправительной колонии строгого режима за три убийства и одно покушение на убийство. На преступления пожилого пасечника Александра Тарана толкнуло желание мстить. А жертвами сторонник "кровавого правосудия", запечатленного в нашумевшем фильме "Ворошиловский стрелок", избрал прежде всего милиционеров. По мнению фермера, стражи порядка недостаточно ревностно расследовали смерть двух его детей.
"16 марта Верховный суд России рассмотрел жалобу на приговор Александру Тарану, которую мы подали в декабре прошлого года сразу после оглашения приговора в Ставропольском краевом суде", - рассказал адвокат осужденного Вячелав Савин. По его словам, суд высшей инстанции полностью оставил в силе приговор, за исключением упоминания о судимости в резолютивной части обвинения.
Адвокат отметил, что считает своего подзащитного невиновным и намерен в Европейском суде по правам человека в Страсбурге добиваться его оправдания. "В ходе следственных действий было допущено много нарушений", - добавил защитник.
"Теперь руки у нас полностью развязаны. Мы намерены обжаловать это и предыдущее решение суда в Европейском суде по правам человека, - подчеркнул Вячеслав Савин. - Предварительная жалоба была отправлена туда в феврале".
Врача "пожалел", милиционеров - нет
По версии следователей, житель Александровского района Ставропольского края Таран два года убивал односельчан и милиционеров из чувства мести. В 1994 году Александр Таран, которому тогда было 42 года, потерял дочь: девушка скончалась в реанимационном отделении районной больницы от отравления наркотическими средствами. А в 2001 году на дискотеке был убит его сын.
"Измученный горем отец обвинил в смерти дочери главного врача больницы, а в убийстве сына заподозрил одного из местных жителей", - сообщали ранее следователи.
Несмотря на то, что улик против подозреваемых у фермера не было, Таран решил убить первым делом дядю предполагаемого убийцы сына, поскольку тот, по его мнению, помог племяннику избежать уголовной ответственности.
Подкараулив бизнесмена Магомеда Эркенова возле дома, крестьянин расстрелял его из заранее купленного автомата АКМ, выпустив в жертву 12 пуль. Потерпевший скончался на месте.
Затем Таран принялся мстить местным милиционерам, застрелив старшего оперуполномоченного отдела угрозыска Олега Танчика и начальника криминальной милиции райотдела внутренних дел Владимира Штану. По мнению осужденного, служители закона ненадлежащим образом вели расследование убийства его сына.
Продолжая мстить, Таран совершил покушение и на главврача местной больницы Сергея Гресева, проникнув для этого к нему в дом. В последний момент преступник передумал и пожалел медика, "отменив смертный приговор". Прицельным выстрелом пасечник сделал врача калекой.
Кроме того, на счету Тарана, прозванного "ворошиловским стрелком", хулиганство и посягательство на жизнь сотрудника командира взвода ДПС ГИБДД города Светлограда и членов его семьи. Это преступление было совершено Тараном в 2005 году после того, как в отношении него был составлен протокол об административной ответственности и ему отказали в возврате его задержанного автомобиля.
Присяжные оправдали мстителя
Вычислили преступника случайно. Один из жителей села Александровское случайно нашел в лесополосе, недалеко от пасеки Тарана, завернутый в старый халат автомат Калашникова с самодельным глушителем. Милиционеры обошли мастеров, и один слесарь припомнил, что Александр Таран заказывал у него странную трубку. "Говорил, что насадка для газовой горелки - ульи греть", - пояснил мастер.
Тогда оперативники нагрянули в дом пасечника с обыском и нашли у него самодельный пистолет. Но главной уликой следствия стал человеческий волос, который отыскали на найденном в лесу автомате. Экспертиза показала, что этот волос принадлежит именно Александру Тарану.
Однако адвокат Вячеслав Савин уверен, что "процесс шел с ущемлением прав защиты на предоставление доказательств". В частности, не были приняты во внимание возражения по повторной фоноскопической экспертизе. Были и другие процессуальные нарушения, которые не дали защите представить доказательства невиновности подсудимого в полном объеме и убедить в этом присяжных заседателей, полагал Савин.
Сам Александр Таран так и не признал себя виновным. Правда, сидя в камере с "подсадной уткой", который проходил по делу под псевдонимом, он якобы выложил тому все, как было: как покупал автомат с патронами в Моздоке на границе с Чечней, куда ездил продавать мед и подсолнечное масло, как потом зарыл оружие на пасеке, как прятал в улье пистолет, и другие подробности. Экспертиза пленки с "откровениями" мстителя во время первого суда не смогла установить, принадлежит ли голос Тарану. Повторная экспертиза, на которой настояло обвинение, ответила на этот вопрос утвердительно: дескать, говорит именно Таран.
Помимо показаний своего агента-информатора, сидевшего в камере с Тараном, гособвинение продемонстрировало перехваченную записку, которую в свое время пасечник адресовал сожительнице. В ней он просил проверить схрон с оружием.
Впрочем, с пистолетом все оказалось не так просто. Даже на втором процессе присяжные отклонили этот пункт обвинения. Таким образом, следователи так и не смогли доказать, что найденное в улье на территории домовладения пасечника оружие принадлежит именно ему.
Ключевой свидетель обвинения, пасынок Тарана Иван Задорожный, в присутствии которого мститель якобы пристреливал и прятал автомат, от своих показаний на предварительном следствии снова отказался, сказав, что он все выдумал.
Видимо, все эти нестыковки и дали основание присяжным единогласно оправдать Тарана. 29 мая 2009 года пасечник был выпущен из-под стражи прямо в зале суда.
Однако 3 сентября Верховный суд РФ отменил основанный на вердикте присяжных предыдущий приговор Ставропольского суда, признавшего Тарана невиновным. После этого материалы дела были направлены на новое рассмотрение. На сей раз с минимальным перевесом одержало победу гособвинение: семеро из двенадцати присяжных посчитали вину Тарана доказанной.
В декабре 2009 года он был признан виновным, но заслуживающим снисхождения. Помимо 23-летнего срока лишения свободы 57-летнему Александру Тарану присудили выплату компенсации по четырем гражданским искам потерпевших - родственников убитых - на общую сумму 1 миллион 50 тысяч рублей.