Тувинский суд фактически оценил жизнь школьника, убитого гаишником, в 1500 рублей. Расстрелявший ребенка инспектор ГИБДД был приговорен к 15 месяцам заключения
Вести
Тувинский суд фактически оценил жизнь школьника, убитого гаишником, в 1500 рублей. Расстрелявший ребенка инспектор ГИБДД был приговорен к 15 месяцам заключения, в то время как его коллега, вымогавший у водителя 10 тыс. рублей, сел на четыре года. Депутат Государственной думы Александр Хинштейн добивается пересмотра скандального приговора, считая такой вердикт абсурдным.

В республике Туве почти синхронно вынесено два приговора двум сослуживцам: инспектору дорожно-патрульной службы (ДПС) и заместителю начальника республиканской Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД), пишет газета "Московский комсомолец".

В первом случае 30-летний прапорщик Борбак-оол Баир получил 15 месяцев лишения свободы в колонии-поселении. А во втором случае подполковник Юрий Дубовцев был приговорен к четырем годам колонии общего режима. При этом инспектор Баир "всего лишь" застрелил 17-летнего школьника и ранил его одноклассницу, а высокопоставленный офицер Дубовцев вымогал у пьяного водителя 10 тысяч рублей.

Нетрудно привести эти цифры к единому знаменателю: выходит, что две человеческих жизни (спутница убитого школьника выжила лишь чудом) оцениваются сегодня российским правосудием немногим более трех тысяч рублей (это даже меньше, чем пресловутый МРОТ - минимальный размер оплаты труда).

"Российская судебная система не перестает поражать своим абсурдом", - возмущается по этому поводу депутат Госдумы Александр Хинштейн.

Парламентарий приводит и другие примеры крайней строгости Фемиды к гражданам, совершающим экономические преступления. Так, бизнесмена Олега Рощина, уличенного в контрабанде, приговорили к 18 годам заключения. А его "главбуха" - к 15 годам лишения свободы. Владелец аптечной сети Федор Душин за незаконное предпринимательство получил 8 лет колонии.

"Спору нет, эти люди виновны, и наказывать их надо, - пишет народный избранник. - Но они, по крайней мере, никого не убили, а сокрытые ими от государства деньги - жалкие крохи на фоне многомиллиардных бюджетных "распилов" (когда деньги в процессе "освоения" оседают на счетах чиновников и связанных с ними лиц)".

Примечательно, что обычно 15-месячные приговоры выносятся совсем за иные "прегрешения". Например, в Барнауле к году и 3 месяцам приговорен мужчина, избивший своего 7-летнего сына и тем "причинивший ему физическую боль". На Сахалине милиционер получил взятку в размере 3 тысяч рублей с нелегала-казаха. В Великих Луках некий Сергей Антонов нашел на помойке банку с ангидридом уксусной кислоты и незаконно ее хранил. Вот в этом ряду теперь стоит и дело прапорщика Баира.

"Его приговор - не только приговор всему российскому правосудию, но и пощечина министру внутренних дел Нургалиеву, - считает Александр Хинштейн. - Все разговоры о милицейской реформе и обновлении перечеркиваются казенными строчками решения Барун-Хемчикского районного суда".

Складывается впечатление, что преступники в форме демонстративно уходят от возмездия. При этом никто из их начальников не несет потом никакой ответственности, а значит, и не делает выводов.

"После бойни Евсюкова друг его отца генерал Пронин не удосужился даже извиниться перед семьями жертв, - утверждает депутат Госдумы. - Не вмешайся тогда президент - этот "выдающийся деятель" правил бы на Петровке до сих пор".

Правда, сам генерал упорно отрицает какое-либо знакомство с милицейским семейным кланом Евсюковых. Пронин даже судился по этому поводу с адвокатом Игорем Труновым и выиграл у него 4 тысячи 530 рублей за оскорбленные честь, достоинство и деловую репутацию. Надо полагать, теперь и депутат Хинштейн рискует "ответить кошельком" за свои слова.

"Раньше у большинства генералов МВД не было только стыда; теперь нет еще и страха, - добавляет Александр Хинштейн. - И если уж прапорщиков-убийц приговаривают к 15 месяцам, людям со связями и деньгами бояться точно нечего".

В заключение парламентарий просит считать газетную статью официальным депутатским запросом Генеральному прокурору и председателю Верховного суда о пересмотре приговора Борбак-оолу Баиру.

Отметим также, что родные убитого школьника ранее уже выразили желание обжаловать скандальный вердикт Барун-Хемчикского районного суда Тувы. Они считают, что год и три месяца лишения свободы в колонии-поселении - слишком мягкое наказание в данной ситуации, и намерены подать жалобу в Верховный суд республики Тувы.

"Спектакль" с игрушечным оружием

Вечером 24 октября 2009 года в селе Кызыл-Мажалык инспектор ДПС ОГИБДД ОВД Барун-Хемчикского района Борбак-оол Баир остановил автомашину "ВАЗ-2106", за рулем которой находился 17-летний учащийся 11-го класса местной школы Ай-Мерген Анзат.

Борбак-оол Баир потребовал, чтобы водитель вышел из машины и предъявил документы. Между тем юноша, не подчинившись его требованию, включил заднюю передачу, и автомобиль двинулся назад. Тогда автоинспектор выстрелил в подростка из табельного пистолета через боковое окно водителя. Пуля прошла навылет сквозь шею подростка и ранила в живот сидевшую рядом с ним 17-летнюю девушку. От полученного ранения юноша 28 октября скончался в больнице. Раненая девушка была выписана из стационара после длительного лечения.

В ходе следствия Борбак-оол Баир заявил, что сидевший за рулем подросток был пьян и пытался достать из кармана куртки предмет, похожий на пистолет. Но экспертиза показала, что в крови школьника не было алкоголя. Позже инспектор ДПС изменил показания и сообщил, что застрелил школьника случайно, а потом подбросил в машину игрушечный пистолет.

11 февраля 2010 года Барун-Хемчикский районный суд республики Тувы приговорил уже бывшего милиционера к году и трем месяцам лишения свободы в колонии-поселении. Он признан виновным по ч.2 ст. 109 (причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей) и ч.2 ст.118 (причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности, совершенное вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей) УК РФ. Он также лишен права сроком на 2 года занимать должности в правоохранительных органах.

Между тем прокурор же просил суд назначить инспектору наказание в виде лишения свободы сроком на два года и шесть месяцев с лишением права занимать должности в правоохранительных органах сроком на три года. Однако в итоге решение судьи оказалось еще более мягким и снисходительным.

Сторона обвинения, в свою очередь, объявила, что не будет обжаловать приговор. Об этом сказал заместитель прокурора в Барун-Хемчикском районном суде Тувы Эрес Ондар. Прокуратура удовлетворена таким решением и считает его правомерным, так как, по его словам, преступление, совершенное инспектором ДПС, "относится к категории преступлений небольшой и средней тяжести".

Стоит отметить, что рассмотрение этого дела в суде проходило в особом порядке, о чем попросил сам подсудимый: в течение одного дня без судебного следствия, когда подсудимый полностью признает вину. В таком случае наказание не может превышать двух третей от предусмотренного законом. По двум статьям, по которым признан виновным инспектор ДПС, срок максимального наказания составляет три года.

"Дело полковника Дубовцева"

22 июня 2008 года полковник милиции Юрий Дубовцев на служебном автомобиле во время командировки проверял посты ГИБДД. В 15 километрах от города Чадан навстречу его машине пронеслась иномарка, вихляющая по дороге. Инспектор ДПС, находившийся за рулем, включил специальный звуковой сигнал и проблесковые маячки, но водитель иномарки на них не отреагировал, сообщает RosInvest.com.

Догнав нарушителя, Дубовцев, как установило следствие, не составляя каких-либо протоколов и иных документов, незаконно изъял у шофера, от которого разило спиртным, водительское удостоверение и свидетельство о регистрации транспортного средства. Кроме того, он приказал инспектору ДПС снять с автомашины нарушителя государственные регистрационные знаки. За документами и знаками он сказал водителю иномарки явиться к нему в служебный кабинет.

По данным прокуратуры, замначальника ГИБДД Тувы потребовал у водителя 10 тысяч рублей, угрожая последнему привлечением к административной ответственности. Деньги офицер милиции получил вечером 30 июня. После этого Дубовцев был задержан сотрудниками правоохранительных органов. В период следствия Дубовцев был уволен из органов милиции.

Кызылский городской суд признал Дубовцева виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 290 УК РФ (получение взятки должностным лицом за незаконное бездействие), и назначил ему четыре года лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Суд также лишил его права в течение двух лет занимать аттестованные должности в правоохранительных органах.